Медиакарта
2:27 | 26 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности – норма, обязательная к исполнению получателями целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению

Одно из достаточно новых, постоянно и динамично развивающихся направлений деятельности органов Федерального казначейства – обеспечение казначейского сопровождения целевых средств, предоставляемых отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Нормативно-правовая база данного механизма государственного финансового контроля постоянно совершенствуется. Так, в текущем финансовом году положениями статьи 5 Федерального закона от 29.11.2018 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» установлена норма, обязывающая юридические лица, получившие целевые средства, вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Также данная норма закреплена положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Правила № 1765) и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 N 1702 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Правила №1702), согласно которых  в соглашения, государственные контракты (контракты, договоры) должно быть включено условие о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и распределения накладных расходов пропорционально срокам исполнения.

Приказом от 10.01.2019 № 4н Минфин России утвердил «Порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Порядок № 4н). Фактически одновременно, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2019 N 27 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности», согласно которым из сферы распространения ранее действующих правил исключили денежные средства, подлежащие казначейскому сопровождению.

Кроме того, об обязанности юридических лиц, являющихся получателями целевых средств, вести раздельный учет в соответствии с Порядком № 4н, Минфин России и Федеральное казначейство дополнительно сообщили письмом от 21.02.2019 № 09-01-05/11480, № 07-04-05/22-3551.

Порядок № 4н устанавливает правила ведения юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, получающими целевые средства, подлежащие казначейскому сопровождению, вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределение накладных расходов, раскрытие структуры цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также определяет правила осуществления территориальными органами Федерального казначейства проверок, в отношении целевых средств  в случаях, установленных Правилами № 1765 и Правилами № 1702.

Указанным порядком предусмотрено, что получатель целевых средств ведет раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств (кредиторская задолженность), а также иных объектов учета по каждому государственному контракту, контракту, договору в соответствии с принятой учетной политикой. Аналитический учет расходов осуществляется по статьям затрат в регистрах аналитического учета   обособленно по каждому контракту (договору) на основании первичных учетных документов, фиксирующих факты хозяйственной жизни, которые кроме обязательных реквизитов должны содержать идентификатор контракта (договора) и иные дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность отраженных в нем количественных и качественных показателей.

Кроме того, Порядком № 4н предусмотрен такой документ как Расходная декларация, представляющий собой информацию о структуре цены госконтракта, (контракта, договора), формируемый получателем целевых средств на основании данных раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по детализированным кодам перечня направлений расходования целевых средств, который применяется в настоящее время при расширенном казначейском сопровождении в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Таким образом, введение норм, обязывающих юридические лица вести раздельный учет целевых средств, призвано повысить прозрачность операций с данными средствами и соответственно позволить осуществлять анализ экономической обоснованности затрат, относимых на себестоимость товаров (работ, услуг), при исполнении госконтрактов (контрактов, договоров) и оценить уровень их рентабельности.

  

Отдел казначейского сопровождения УФК по Тюменской области