Медиакарта
0:41 | 4 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

В степях Даурии

Александр Васильевич Федоровских родился в мужской праздник - 23 февраля - в Оренбургской области, почти всю сознательную жизнь прожил в Ялуторовске, а служить ему пришлось в легендарной Даурии, получившей известность благодаря роману Константина Седых и одноимённому кинофильму.

Благословенные места. Оплот казачества, вольных людей, заселивших окраины Российской империи. Совершенно не похожая на другие места природа. Зимой - холод лютый, снега почти нет. А весной тянутся к свету сиреневые подснежники.

Здесь, в Даурских степях, стояла ракетная часть, где в середине 1970-х годов служил выпускник Оренбургского политехнического института с редкой специальностью - технолог по хранению и переработке зерна. Военной кафедры в вузе не было, и выпускников отправляли на год постигать военную науку.

О дедовщине не знали. Время было непростое. Ещё свежи в памяти события на Даманском. Один за другим ушли из жизни министр обороны СССР маршал А. Гречко и «великий кормчий» Мао Цзэдун. Обстановка - неоднозначная, и случалось, что личный состав в казарме спал с оружием и в полной военной амуниции. До границы всего ничего - чуть больше десяти километров.

Вспоминая службу, Федоровских говорит, что в части царила атмосфера взаимопомощи и участия. Никаких признаков дедовщины, поразившей советскую армию в те годы. Наверное, это объяснялось тем, что подразделение считалось элитным и комплектовалось специалистами со средним и высшим техническим образованием, интеллигенцией, и «пальцы гнуть» им было незачем. Каждый - ас в своей сфере.

Не было и деления по национальному признаку, хотя у ракетчиков вместе с русскими служили буряты, армяне, осетины, казахи… Настоящий интернационал! Особняком держались лишь прибалты.

Офицеры обедали вместе со всеми в одной столовой. Это тоже сплачивало ракетчиков.

Жили в казарме, где в годы Гражданской войны располагался атаман Семёнов со своими казаками, а за насыпью все ещё стоял дом, где здравствовала его бывшая возлюбленная. Советская власть её не тронула, и ракетчики ходили к этому строению, как на экскурсию.

Рядовой - в армии, генерал - на «гражданке». Так не бывает, скажете вы. Ещё как бывает! Федоровских не дослужился даже до ефрейторского звания, и это его нисколько не тяготило. Службу в армии он не считает потерянным временем.

- Армия - это прежде всего хорошая жизненная школа, - убеждён Александр Васильевич. - Именно там, общаясь с сослуживцами и офицерами, я, вчерашний студент, научился понимать людей, пришёл к выводу, что техническая оснащённость - не главное. За каждой машиной стоит конкретный человек со своим характером, плюсами и минусами. А все вместе - это коллектив. Знание людской психологии мне пригодилось позднее на руководящей работе.

…В военном билете Федоровских всё та же запись - «рядовой». Хотя в гражданской иерархии он поднялся до высокого звания, став генеральным директором комбината хлебопродуктов, одного из крупнейших в отрасли во всём регионе. И двадцать лет руководил предприятием. Считает, что армейская закалка помогла.

Автор: Павел Белоглазов /фото Александра Смирнова/