Ялуторовчане собрались в лесозаводском сквере в минувшую пятницу, 21 января, чтобы отметить День инженерных войск и 321-ю годовщину их создания.
Вклад в победу. Место для проведения встречи выбрали неслучайно. Церемонию возложения цветов к памятнику воинам-лесозаводцам впервые организовали члены городского отделения ТООО «Союз военных инженеров» и комиссариат. Именно лесозавод в годы Великой Отечественной войны обеспечивал фронт шпалами, производил корпуса для противотанковых и противопехотных мин, деревянные катки для организации аэродромов.
По словам председателя ялуторовского отделения общественной организации подполковника Виктора Волкова, одной из главных инженерных заслуг предприятия стало участие в масштабном строительстве. В середине прошлого века древесина из Ялуторовска шла на возведение керченского железнодорожного моста. Переход через пролив в 1944 году соединил косу Чушка с Керченским полуостровом. Он являлся одним из самых больших мостов, построенных в Великую Отечественную войну, и в период своего существования был самым длинным в СССР. Его протяженность составляла 4452 м.
Строительство началось весной 1944 года, вскоре после освобождения Крыма советскими войсками. Уже через семь месяцев, 3 ноября, отсюда на Кавказ отправился первый поезд. К этому времени закончили лишь сооружение основных конструкций, далее требовалось защитить переправу от штормов и ледохода. Но погодные условия не позволили выполнить задуманное. В феврале 1945 года, через три месяца после открытия, опоры разрушил лёд, и мост разобрали.
Три века истории. В приветственном слове Виктор Леонидович также рассказал о становлении и развитии инженерных войск в целом. Свою историю они ведут с момента создания Петром I регулярной армии и флота, а именно с распоряжения царя от 21 января 1701 года об открытии в Москве специальной школы при Пушкарском дворе для подготовки военных кадров с инженерными знаниями. В ней учили инженеров для флота и артиллерии, сапёров и геодезистов. В 1719 году такая же школа появилась в Санкт-Петербурге, а в 1723-м их объединили в одну - Петербургскую, позже переименованную в инженерную академию. В разные годы здесь учились генералиссимус Михаил Кутузов, писатели Фёдор Достоевский и Дмитрий Григорович, изобретатель лампочки Павел Яблочков, а в преподавательском составе был Дмитрий Менделеев.
Современные инженерные войска выполняют сложные задачи, которые требуют специальной подготовки и использования техники, боеприпасов и имущества. В составе находятся соединения, части и подразделения различного назначения: инженерно-разведывательные, инженерно-сапёрные, заграждений, разграждений, штурмовые, инженерно-дорожные, понтонно-мостовые, переправочно-десантные, инженерно-маскировочные, инженерно-технические, полевого водоснабжения и другие.
В праздничный день поздравить ялуторовчан, которые служили в инженерных войсках, пришли ученики четвёртой школы, военный комиссар Родион Хабаров и председатель городского комитета по молодёжной политике Лариса Жукова. Лариса Юрьевна отметила, что проведение таких встреч должно стать ежегодной традицией, а сквер может быть местом проведения патриотических акций, как это случилось после установки памятного знака близ школы имени Декабристов.