Медиакарта
23:26 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Стремимся к грамотной речи

10:00 | 10 марта 2022
Источник: Знамя правды

«Заговори, чтобы я тебя увидел» – эта сократовская фраза и теперь актуальна, как никогда. О человеке всегда судят по тому, как он выражает свои мысли, легко ли ему выходить на контакт с людьми, может ли он объяснить, что ему нужно.
Поэтому с раннего детства особое внимание следует уделить формированию грамотной речи. Этот процесс у всех детей протекает по-разному в зависимости от темпов физического и психического развития.
О том, как предупредить отклонения речевого развития и как помочь ребятам преодолеть существующие проблемы, рассказала учитель-логопед Упоровской школы Анна ЛЕВЧЕНКО:

– Анна Николаевна, как определить – нужен ли ребёнку логопед?
– Во многих семьях с детьми рано или поздно возникает этот вопрос. Одни родители откладывают визит к специалисту до школьного времени. Другие считают, что определённые проблемы с речью пройдут естественным путём. Третьи обращаются к логопеду сразу же после начала формирования у ребёнка речи. Чтобы принять правильное решение, родителям необходимо знать, что разные звуки появляются в речи человека поэтапно, в зависимости от степени сложности их произношения.
Первыми звуками становятся: А, О, Э, П, Б, М. В два-три года – гласные И, Ы, У, и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
Когда же речь идёт о правильном произношении, обычно имеются в виду звуки, которые ребёнок начинает произносить в возрасте от трёх до пяти лет. В этот период в речи малыша должны появиться свистящие звуки С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, а в пять-шесть лет самые сложные звуки – Л и Р. Важно учитывать эти этапы при оценке речи своего дитя. Например, не стоит беспокоиться, если до четырёх лет он не выговаривает Л или Р. Надо подождать до пяти лет и, если звуки не появились, следует обратиться к логопеду.
Нужно помнить, что нарушение речевого развития выражается не только в неправильном звукопроизношении. Если малыш запинается, говорит торопливо, пропускает слоги в словах или переставляет их местами, то это тоже может свидетельствовать о проблемах. Насторожить должна неспособность детей объединять предметы по признаку и исключать из списка предметов лишние.
Необходимо обратить внимание на то, как ребёнок общается со взрослыми и сверстниками, насколько развит его словарный запас, может ли он составлять предложения, правильно высказывать свои мысли.
Точную причину нарушений определит логопед. В некоторых случаях может потребоваться консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

– Каждый малыш учится говорить, повторяя за взрослыми. Как влияет окружение ребёнка на развитие речи?
– В общении с родителями и старшими детьми ребёнок овладевает речевыми нормами, узнаёт новые слова, тем самым расширяет словарный запас. Поэтому важно, чтобы дома он слышал грамотную речь. Если взрослый говорит торопливо и нечётко, слишком громко, раздражающим тоном, то и речь детей будет такой же.
При общении с ребёнком родителям следует говорить правильно, не торопясь, ясно и чётко выговаривая все звуки. Незнакомые слова и обороты, встречающиеся в тексте при чтении, нужно объяснять.
Взрослым нельзя уподоблять свою речь детскому лепету, злоупотребляя уменьшительно-ласкательными суффиксами. Но и не стоит стремиться ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Некоторые гонятся за чем-то непостижимым и перегружают детей занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

– Расскажите, какая связь между речевым развитием детей и успеваемостью в школе, какие могут возникать проблемы в процессе обучения?
– Логопедические нарушения – серьёзное препятствие для успешной учёбы. На момент поступления в школу около трети детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые могут помешать их нормальной социализации. Патология речи оказывает негативное влияние на познавательную деятельность ребёнка.
Во избежание проблем, помощь детям в этом вопросе должна оказываться не только на занятиях с логопедом, но и на уроках учителем.
Некоторые дети приходят в первый класс с различными расстройствами устной речи: нарушением звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи. А поскольку всё это влияет на формирование письменной речи, то, как следствие, мы получаем неуспеваемость школьников по чтению и русскому языку. Если в начале учебного года у первоклассников диагностируются нарушения устной речи, то уже к концу первого полугодия, как правило, у многих из них наблюдаются выраженные трудности в формировании навыков чтения и письма. Их стойкие нарушения специалисты называют дислексия и дисграфия.
При дислексии наблюдаются проблемы с чтением: ребёнок с трудом запоминает буквы, путает сходные по написанию и звучанию. При чтении допускает значительные искажения текста, нарушая смысл повествования. В итоге не понимает написанного в книге задания, и выполняет его неправильно.
Дисграфические ошибки это: пропуски, замены и перестановки букв или слогов, нарушения структуры слов и границ предложений, неверное написание предлогов и приставок. Кроме того, к нарушению письменной речи приводит недоразвитие звукового анализа и синтеза, пространственных представлений. Это проявляется в замене графически сходных рукописных букв или в неправильном расположении элементов букв.
Нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, формирование личности, её характер и психическое развитие.
Иногда нам кажется, что ребёнок в седьмом классе пишет с ужасными ошибками, потому что ленится, не старается, не хочет выучить правило. На самом деле он просто не может писать грамотно, потому что не так воспринимает речь. Сочинения и изложения с ошибками, проваленные устные экзамены, а потом сложности при написании писем, как личных, так и деловых – это самые поверхностные нарушения качества жизни человека, который вовремя не освоил грамотную речь.

– В век высоких технологий всё больше людей отказываются от чтения книг. А это, как известно, ведёт к тому, что речь человека становится неграмотной, словарный запас беднеет. Как же увлечь современного ребёнка чтением?
– Для этого нужно подбирать книжки в соответствии с возрастом, развитием и интересами ребёнка. В них должны быть качественные иллюстрации, которые сопровождают текст. Чем старше дети, тем меньше должно быть картинок. Стоит отдать предпочтение фолиантам, в которых изображения людей, животных и предметов реалистичны. Читать нужно выразительно, стараясь донести до маленького слушателя эмоции, содержащиеся в художественном произведении, но не перебарщивать.
Детям младшего возраста нужно читать потешки, короткие стихотворения, сказки о животных. Старшим дошкольникам интересны истории о других детях, волшебные сказки. Не нужно бояться толстых книг. Чтение каждой части длинного произведения должно сопровождаться напоминанием того, что прочитано накануне.
До начала чтения важно объяснить ребёнку значение новых слов, без понимания которых будут неясны основной смысл текста, характер героев. Полезно повторять знакомые истории по многу раз. Однократное чтение произведения, стремление бездумно перечитать как можно больше, приносит больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка поверхностного отношения к книге.

– Как могут помочь логопеду и своим детям родители? Что бы вы им посоветовали?
– Взрослым нужно настроиться на долгую серьёзную работу. Также не стоит винить ребёнка в лени и глупости, не надо пытаться исправить ситуацию самостоятельно – в коррекции дисграфии не обойтись без помощи логопеда и учителя. Кому-то понадобятся всего пара месяцев занятий, кому-то – несколько лет.
Чтобы предупредить или исправить негативные последствия, следует настойчиво и систематически заниматься, сохранять преемственность в работе между педагогом, учителем-логопедом и родителями. На занятиях малыш будет выполнять ряд письменных и устных упражнений, подобранных специально для него, часть заданий придётся делать дома – процесс коррекции не должен надолго прерываться.
Полностью избавиться от нарушений в развитии речи и дисграфии сложно, но, по крайней мере, количество ошибок заметно снизится. Это значит, что в дальнейшем у детей не будет проблем с познанием мира, и они будут чувствовать себя уверенно.

Фото из архива Анны Левченко

Автор: Регина ГАПОНОВА