Медиакарта
12:30 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

В старших классах уроков будет меньше

В старших классах уроков будет меньше
13:59 | 26 января 2011

Гуманитариям не понадобятся котангенсы и арктангенсы, а технарям – даты из средневековья, которые сейчас школьники должны знать.

Еще не улеглись страсти, связанные с введением федерального государственного стандарта в начальном звене обучения (работа по подготовке к их массовому внедрению только набирает обороты), а в педагогическом сообществе обсуждается проект новых федеральных стандартов уже для среднего образования.

Как сообщает «Российская газета» (№2 от 12 января 2011 года), их введение ожидается уже с 1 сентября нового учебного года.

Главное содержание новых стандартов: в старших классах необязательно будет изучать все предметы, которые сегодня есть в расписании. Школьники будут сами выбирать, что и в каком объеме им потребуется для их будущей профессиональной деятельности. Скажем, гуманитарию вряд ли понадобятся котангенсы и арктангенсы, а технарям – какие-либо даты из средневековья, которые сейчас школьники должны знать и помнить.

Обязательными согласно новым стандартам будут три дисциплины: «Россия в мире», «ОБЖ» («Обеспечение безопасности жизнедеятельности») и физкультура. Зато со всеми остальными предметами, включая русский язык, математику, физику, химию, биологию, историю, иностранный язык и другие, - теперь будет полная свобода.

Однако надо иметь ввиду, что ЕГЭ по математике и русскому языку сдавать тем не менее придется, а значит и отношение к этим предметам должно быть трепетным. Из перечисленных предметов каждый школьник должен будет выбрать три дисциплины для изучения на профильном уровне (по 5 часов в неделю) и еще три – на базовом или интегрированном. Чем будут отличаться уровни изучения? Если, например, изучение иностранного языка на профильном уровне предполагает использование его в профессиональных целях, то есть к концу изучения надо уметь перевести текст из какой-либо предметной сферы, то для базового уровня достаточно уметь объясняться с теми, для кого он (язык) неродной.

Иными словами, профильный уровень предполагает глубокое изучение той дисциплины, которая понадобится будущему специалисту в той или иной области.

Вводя новые стандарты, утверждает «Российская газета», Россия тем самым вплотную подходит к европейскому опыту. В Англии, например, старшеклассники изучают 5 – 6 предметов, в Финляндии – 7 – 8. У нас же сегодня школьники старшего возраста изучают 14 дисциплин.

Идея нового витка реформирования системы образования ставит целый ряд вопросов, на которые сложно дать утвердительный ответ. До предполагаемого срока введения новых стандартов остается чуть более полугода, а они еще пока на стадии доработки, с учетом тех замечаний и предложений, которые внесены педагогическим сообществом.

Не ясно, как с новыми стандартами будет работать сельская школа с ее трудноразрешимыми проблемами: нет ни условий для полноценного образования, ни кадров. А сельских школ в целом по России, как известно, 60% от их общего количества.

С переходом на разные уровни обучения серьезной переработке должны быть подвергнуты учебники. Успеют ли их выпустить? Целый ряд вопросов вызывают формы проверки знаний по предметам. Кроме того, новые стандарты обязывают воспитывать у детей толерантность, патриотизм. А как это проверить? Скорее всего изменится и штатное расписание. Кто-то из учителей окажется в лучшем положении (например, учителя физкультуры, ОБЖ, предмета «Россия в мире»), а педагоги многих предметов окажутся в сложной ситуации.

Одним словом, учителей, учеников, а значит и их родителей ждут в перспективе серьезные перемены.

Не без оснований можно предположить, что новый 2011 – 2012 учебный год мы начнем без потрясений, в традиционном режиме. Будем надеяться на лучшее.

Ишмухамет ГАЙСИН