Что может быть реальней материальных ценностей? Они или есть, или их нет. Но, оказывается, и здесь возможны миражи.
- На территории города находится 53 муниципальных котельных, - рассказывал на заседании постоянной комиссии по развитию ЖКК и благоустройству Александр Маторыгин, заместитель директора департамента городского хозяйства. - 49 из них переданы в аренду предприятию «Тепло Тюмени» (за остальные отвечают муниципальные учреждения). Эти котельные обеспечивают теплоснабжением 696 жилых домов, 13 школ, 11 детских садов и 10 больниц. В среднем процент износа у них около 20 процентов, он несравним с износом, например, сетей теплоснабжения (свыше 40 процентов).
Однако сказанное Александром Александровичем иллюстрировать надо не общей картиной, а конкретным случаем.
Ежегодно на ремонт котельных выделялись немалые суммы из городского бюджета. Правда, до кризиса денег на эти цели давали больше. Догнать финансирование трехлетней давности удалось только в этом году, но и кратковременного провала хватило, чтобы накопились «недоремонты», а проблемные точки стали еще проблемнее. Пробуксовка, по мнению Маторыгина, во многом связана с тем, что «Тепло Тюмени» долго согласовывало перечень и суммы работ. На предприятии все не могли определиться, что они обязаны делать на те деньги, которые тюменцы фактически им заплатили из своего кармана. Сейчас с суммой (около семи миллионов рублей) все, вроде бы, ясно, но высокой скорости освоения средств нет. А время идет. Уходит сибирское короткое лето. Не за горами новый отопительный сезон.
На бумаге ремонт котельных выглядит неплохо, но в действительности. Например, согласно контрактам, в котельной N 20 по улице Кулибина, 108 до окончания ремонтных работ осталось меньше месяца, а дел - непочатый край. Депутат Александр Лейс назвал сроки окончания работ нереальными: такое количество недоделок за это время устранить невозможно! И пригласил убедиться, как дела обстоят на самом деле.
Из четырех котлов два находятся в плохом состоянии. Специалисты предприятия «Технострой-95» срезали стенку кожуха одного котла, демонтировали проржавевшие кипятильные трубки и установили новые (всего их в агрегате более 600).
- Остановлен и третий котел, -рассказывает о своем хозяйстве слесарь котельной Виктор Волокитин. - Видите, трубки внутри почернели от накипи, а две так выгорели, что лопнули. Их заварили, поставили на испытание, но что будет зимой неизвестно. На двух еле-еле работающих котлах далеко не уедешь. Если на улице минус 20 градусов -они выдержат. А если ударят морозы под 40? И насосы у нас на последнем издыхании. Надо бы как минимум четыре, а пашут всего два.
Впрочем, здесь и люди трудятся на пределе. На заседании комиссии депутат Лейс специально обратил внимание департамента городского хозяйства на условия работы на этом объекте. Действительно, в помещении - темнота. Лампы накаливания (где же тут энергоэффективность?) в толстых стеклянных плафонах светят еле-еле.
- У нас, как на демидовских заводах, - шутит Волокитин. - Работаем почти на ощупь.
Особенно тяжело тем, кто выходит в ночную смену. Днем спасает хотя бы солнечный свет, а в темноте приходится передвигаться среди переплетения труб и подниматься по узким крутым лестницам с фонариком. Экстремальной становится даже профессия лаборанта. К лаборатории можно подойти только по ржавым лоткам дренажной канавы. Хуже всего зимой. В котельной, которая дает тепло нескольким десяткам домов поселка Мыс и Дорожный, люди мерзнут на рабочем месте.
- У нас от мороза склянки с реактивами в помещении лопаются, - рассказывает лаборант Надежда Аксенова. - А стены так промерзают, что в углах - иней. Мы из дома приносим шубы, матрасы, одеяла, чтобы хоть как-то утеплиться.
Единственное, что радует, - рядом с котельной N 20 заканчивается монтаж двух 200-тонных резервуаров чистой воды. Эти запасы необходимы на случай перебоев водоснабжения. Ведь оборудование, предназначенное для выработки тепла, очень чувствительно к загрязненной и жесткой воде.
... Котельных, которые находятся в ужасающем состоянии, и ремонт которых еще не начинался, в тот день на комиссии назвали множество. Вспомнили и про котельную N 16 в поселке ММС, и 21-ю - в Антипино, и N 28 - на Лесобазе, и N 9 - на Авторемонтной...
-
Стыдно даже рассказывать о том, что и как там сделано, - признался Николай Романов, председатель постоянной комиссии. - Это же не работа, это же одна видимость, обман зрения. Хоть бы кисточкой прошлись по трубам, закрасили ржавчину. Отношение к котельным просто нетерпимое. Хотя есть время многое исправить.
-
Все ремонтные работы на котельных должны быть под особым контролем, - сказал Сергей Медведев, председатель городской Думы.
-
И те, кто подписывает акты приемки этих работ, будут нести персональную ответственность в случае возбуждения уголовного дела. Шутки на эту тему заканчиваются.
Инна Горбунова