Медиакарта
19:30 | 19 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Зареченская школа к освоению ФГОС готова

Президентской образовательной инициативой «Наша новая школа» поставлена задача обеспечения качественного школьного образования с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ориентирован именно на достижение этих целей. Экспериментальный этап освоения ФГОС завершен, через полтора месяца, с 1 сентября, работа по ним войдет в штатный режим.

Поэтому в школах района в настоящее время завершается серьезная работа по формированию планов развития образовательных учреждений, рассчитанная на достаточно отдаленную перспективу – до 2015 года. А затем новые стандарты будут вводиться уже на последующих ступенях обучения.

Кроме того, особенностью нынешнего времени является и то, что все школы стали автономными.

О проблемах, связанных с переходом школы в автономный режим, и о планах по улучшению качества ее работы мы беседуем с директором Зареченской средней школы Р.А. Аликовой.

- Раиса Андреевна, для начала – два вопроса общего характера. На «круглом столе», проведенном недавно институтом технологии, педагогики, социального управления ТГУ, В. Загвязинский, один из наших тюменских ученых, сказал, что «наше образование идет в глубочайший кризис, при всем внешнем благополучии».

Ваше мнение по поводу этого утверждения?

- Известный ученый, знающий прошлое и настоящее нашего образования, вправе иметь свою точку зрения, выраженную пусть даже в столь категоричной форме.

А может быть, на самом деле не так уж все и плохо? Материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса сейчас таково, о котором в совсем недавнем прошлом школа и мечтать не могла: в каждой школе, в том числе и нашей, и учитель, и ученик имеют возможность воспользоваться электронным тренажером, раздаточным материалом, посмотреть уроки лучших учителей России… Все это несомненно способствует развитию у детей интереса к процессу обучения, а у педагогов – повышению профессиональной компетентности.

Вспоминается статья упомянутого авторитетного ученого, академика РАО, опубликованная в одной из газет «Тюменская область сегодня». В ней речь шла о значении воспитательной работы с детьми в школе. Все мы сейчас понимаем и осознаем, к чему привело ее забвенье в конце 80-х и в 90-е годы. Ситуация сейчас меняется: создаются детские и молодежные объединения, реализуются интересные проекты, проводятся творческие конкурсы.

К сожалению, недостатков в нашей системе более чем достаточно: это и нормативно-правовая база, в т.ч. «Закон об образовании», не отвечающая современному уровню состояния образования, и плохо продуманная система итоговой аттестации, и непрестижность учительской профессии…

Но представлять образование, скатывающимся в «глубочайший кризис» - это все-таки, на мой взгляд, преувеличение. Может быть, уважаемый ученый ситуацию гиперболизировал специально, чтобы таким образом, использовав свой авторитет, привлечь к ней внимание.

- Последние годы очень насыщены реализацией различных реформаторских идей. Не возникает ли у Вас как у руководителя авторитетной в районе школы опасения, что многообразие новшеств может привести к тому, что может затеряться самое главное, что было присуще нашей школе всегда – ее гуманистическое начало?

- Думаю, что после того, как проект новых ФГОС для старшей школы был доведен до сведения широкой общественности, подобные опасения возникли у всех, кто имеет отношение к школе. На самом деле, трудно представить выпускника, не имеющего представления о великих русских писателях и их замечательных произведениях. У многих ребят навсегда остаются в сердце образы тургеневских девушек, обаятельной Наташи Ростовой, мужественного Андрея Болконского, добропорядочного Пьера Безухова, героев романа «Война и мир». Как учитель-филолог могу сказать, что воспитывает каждый урок литературы. Благо, общественности удалось отстоять изучение гуманитарных предметов.

- Каковы, на Ваш взгляд, плюсы перехода школы в режим автономии? Есть, вероятно, и нечто, Вас неудовлетворяющее?

- Явный плюс – это большая степень самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности. Уходит в прошлое конкурсная процедура на право заключения договоров. Школа имеет право и зарабатывать, например, оказанием платных образовательных услуг. Этой возможностью мы пока не воспользовались.

Большая степень самостоятельности предполагает несомненно и большую ответственность руководителя за разумное расходование выделенных согласно муниципальному заданию финансовых средств. Поэтому в конце каждого квартала директор школы вместе с бухгалтером отчитываются на наблюдательном совете по этому вопросу. Кроме того, в начале нового учебного года на первом родительском собрании будет представлен публичный отчет директора, в том числе и о работе в автономном режиме.

- Все большую популярность приобретает идея общественно-государственного управления школой. Как она реализуется у вас?

- В школе создан управляющий совет, председателем которого является Геберлейн Ян Александрович. В рамках социального партнерства мы обсуждаем школьный компонент учебного плана. Члены совета в течение года проверяли работу школьной столовой, внешний вид школьников, ведение дневников. Одним словом, прошли те времена, когда папы и мамы приходили в школу по вызову. На деятельность школы они сейчас во многом оказывают существенное влияние. О наблюдательном совете я уже упоминала. Возглавляет его Елена Геннадьевна Малькова. Этот общественный орган в большей степени контролирует финансово-хозяйственную деятельность.

- В воспитательной работе потенциал родительской общественности всегда был велик…

- Вот мы и используем его, на наш взгляд, довольно эффективно. Постоянно ищем новые формы работы с ними. Например, в рамках традиционной родительской недели провели смотр-конкурс «Знакомьтесь: это мы!». Ярко, образно, талантливо продемонстрировали свои увлечения три дружные, творческие семьи: Борисовы, Гуслистые, Журавлевы. Каждая из них была награждена дипломом и памятным сувениром. Активно сотрудничаем с поселковой библиотекой, советом ветеранов и его председателем В.И. Сырчиной, бывшим директором школы.

Школьная жизнь постоянно находится в поле зрения главы администрации К.И. Бикшанова. Сейчас, когда при школе открыт оздоровительный лагерь, работники ДК дважды в неделю с нашими ребятами проводят развлекательные мероприятия. Вот так, сообща, всем миром и работаем над главной нашей задачей – воспитанием детей.

- Зареченская школа готова к переходу на новые ФГОС?

- Последние несколько лет наша школа работет над решением проблемы «Развитие ключевых компетенций субъектов образовательного процесса как средства повышения качества обучения».

Не вдаваясь в детали, скажу лишь, что цель, преследуемая работой над этой темой, заключается в том, чтобы научить детей учиться. Новые стандарты ставят ту же самую задачу. Получается, что исподволь к переходу на ФГОС мы уже готовились.

Программа начального образования сформирована. Учитель первоклассников В.И. Иманова прошла соответствующую переподготовку. Обучаясь на курсах повышения квалификации в ТОГИРРО, я стала участницей видеоконференции с авторами стандартов второго поколения во главе с А.М. Кондаковым.

Думаю, что 17 первоклассников, которых первого сентября мы ждем, обретут в нашей школе внимание и поддержку всех педагогов и учеников. Так что осваивать новые стандарты мы готовы.

- Какие направления внеурочной деятельности в рамках ФГОС избрала Зареченская школа?

- Программа внеурочной деятельности представлена следующими направлениями: общекультурное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, духовно-нравственное. Реализовывать программу внеурочной деятельности будет не только учитель первоклассников, но и педагоги дополнительного образования. Так, например, Л.М. Тавлетбакиева будет вести кружок «Речецветик», Л.В. Черная – танцевальный кружок «Радуга», Г.А. Юлтанова – «Час подвижных игр». Сама учитель, Василя Имановна, будет вести факультативы «Юный исследователь» и «Я познаю мир». Конечно, все новое требует внимания не только со стороны педагогов, но и родителей. И мы надеемся на их поддержку и внимание.

Беседовал Ишмухамет ГАЙСИН