Медиакарта
5:07 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Затаился и ждет... газопровод

Татьяна Слабко уже научилась определять марку грузового автомобиля по звуку: вот мимо окон ее дома проехал отечественный «камаз», грохоча расшатанным кузовом. А вот - японская фура, шумит она не так сильно, но пыли и выхлопных газов от нее не меньше.

Обычно все эти передвижения по улице Хусаинова (поселок Парфенова) сопровождаются хрустом веток рябинки, которая растет прямо за забором Татьяны Васильевны - большие машины еле-еле протискиваются по совсем узенькой дорожке, прокатываясь колесами прямо по деревцу.

Правда, как выяснилось, поломанные деревья, едкий запах солярки, клубы пыли, поднимаемые грузовиками, - это еще не самое страшное…

  • Когда мы переехали сюда с Севера, около трех лет назад, - рассказывает Татьяна Слабко, - проезд в конце нашей улицы был закрыт. Машины ездили по параллельным улицам Павлова и Жданова. А потом председатель садового общества «Солнышко» решила перекрыть их - там, где они выходят к дачным участкам…

А улицу Хусаинова гостеприимно открыли для всех желающих. И 113-й дом Татьяны Васильевны, а еще дом ее соседки Клары Шамитовой под номером 116-а, оказались ровно по обе стороны от проезда, которым кончается улица.

Если посредине улицы водители еще стараются ехать аккуратнее, то к концу особенно не церемонятся - разгоняются и проскакивают крутой поворот на приличной скорости.

Сначала Татьяна Слабко сетовала исключительно на шум и загазованность, а потом Клара Ивановна, которая живет здесь уже тридцать лет, и вовсе огорошила соседку, рассказав ей, что прямо под тем местом, по которому так резво проскакивают грузовики, проложен… газопровод диаметром 720 миллиметров.

  • Сначала я даже не поверила, - вспоминает Татьяна Васильевна. - Все дело в том, что раньше мы жили в поселке Радужном, поэтому знаем о газе не понаслышке. Однажды у нас даже случай был, когда под землей в отдалении от поселка прорвало как раз такую трубу. Газовый столб в небо поднялся метров на двести, снег вокруг растаял буквально за несколько минут… Представляете, что будет с нами, если случится утечка!

А ее не миновать, уверен муж Слабко, если по газопроводу будут и дальше ездить автомобили. Тем более грузовые.

Перепугавшись окончательно, жители улицы пригласили к себе специалистов из «Тюменьмежрайгаза». Они походили, посмотрели, измерили глубину заложения газопровода. И нарисовали схему его закладки: сначала труба, потом - грунт, сверху - песок, а еще выше - железобетонные плиты. Вроде все нормально - якобы такая защита исключает деформацию газопровода при наезде автотехникой. На вопрос жителей, а есть ли у газовой трубы защитная капсула, специалисты переглянулись, замешкались, а потом сказали, что, так и быть, предписание об установке ограждения они все-таки вынесут - так, на всякий случай.

И, действительно, через некоторое время в конце улицы Хусаинова, на подъезде к «Солнышку», появилось железное ограждение. И в ту же ночь Татьяна Васильевна и Клара Ивановна проснулись от грохота - какой-то грузовик это ограждение снес.

Потом жители пытались держать оборону сами: притаскивали к проезду бетонные плиты, складывали их там штабелями. Бесполезно - водители грузовиков-транзитников и дачники, которым этой дорогой удобно проезжать к своим участкам, плиты растаскивали.

  • Вот мы и позвали к себе представителей Центральной управы, - рассказывает Клара Шамитова. - Чтобы они посмотрели, что у нас тут делается…

Долго ждать не пришлось: грузовики проезжали мимо комиссии один за одним. В связи с чем управленцы приняли решение: если нельзя ограничить движение по улице Хусаинова полностью (потому что оно ограничено председателем «Солнышко» на параллельных улицах Жданова и Павлова), то нужно запретить ездить тут грузовому транспорту. Знак об этом и установили.

  • А я его не видел, - кричит нам из кабины грузовика его водитель. - Да если даже и видел, что мне теперь делать? Мне вон технику и кирпич на стройку везти надо!

  • И так каждый день, - беспомощно разводит руками Татьяна Васильевна. - Причем стройку, на которую сейчас едет этот грузовик, развернул наш сосед. Мы ему о газопроводе рассказывали, говорили, чтобы машины к нему хотя бы с другой стороны подъезжали - от улицы Избышева, но он говорит: «Ничего страшного»…

В управе женщинам посоветовали записывать номера грузовиков, которые заезжают под знак, и отправлять их в ГИБДД. Но оттуда им приходили письма о том, что владельцами этих транспортных средств являются граждане, проживающие неподалеку, либо осуществляющие доставку грузов, поэтому по правилам запретить им там ездить никто не может…

Приходили жителям улицы Хусаинова ответы и из городской администрации, и из Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и из прокуратуры… За два года переписки бумажек набралось море, да только толку от этого никакого. Все эти ответы примерно похожи на флегматичные слова соседа Клары Ивановны: «Ничего страшного».

А как же газовый столб, который может взметнуться в небо на двести метров? А как же дорога, которая проседает под грузовиками с каждым годом все ниже и ниже?

«Тюменьмежрайгаз» во время проверки, проведенной в 2009 году, не обнаружил утечек и повреждений газопровода. Думается, что когда они их обнаружат, может быть поздно.

  • Самое главное, нам даже никто не говорит, что это за газопровод - мы им не пользуемся, для наших бытовых нужд есть свой, отдельный, - говорит Татьяна Васильевна. - В отчете Северо-Уральского управления этот газопровод называют «городским газовым кольцом».

Может, жители и не стали бы особенно интересоваться его назначением (проложили, значит, нужно), если бы за газопроводом тщательно присматривали те, кто его в свое время строил. Клара Шамитова утверждает, что за те тридцать лет, что он здесь проходит, им никто из специалистов не интересовался. Вот один раз, и то - только по жалобе местных жителей. В результате вынесли вердикт, что волноваться пока не о чем.

Пока?

Мария Самаркина