И когда еще выдастся такая возможность - не торопясь пройти пешком прямо посередине проезжей части улицы 50 лет ВЛКСМ!
Правда, дорогу периодически преграждает громоздкая шумная техника, а подошвы обуви слегка пристают к совсем свежему, еще не остывшему асфальту…
- Нет, что вы! Этот асфальт, по которому мы идем, уложили еще позавчера, иначе никого не пустили бы ходить и ездить по нему, - говорит мастер участка Анатолий Кадников. - Просто за день он снова нагревается на солнце…
Из-за этого и кажется, что здесь только что прошелся асфальтоукладчик. На самом же деле, на недавно отреставрированной части улицы уже появилась дорожная разметка. Работники подрядной организации «Пышмаавтодор», которые занимаются реконструкцией, стараются не растягивать ремонт и делать все и сразу. Чтобы проезжую часть улицы 50 лет ВЛКСМ, от перекрестка с Холодильной и до ее пересечения с Тульской, можно было открыть для движения в ближайшие дни.
Однако автомобилисты расторопность дорожников понимают по-своему: видят, что на дороге нарисована разметка, выходят из машины и… отодвигают пластиковые тумбы, загораживающие проезд.
- Сначала мы своим глазам не поверили, - говорит водитель асфальтоукладчика Александр Ефимов. - А потом поняли, что запрещать водителям заезжать на свежую дорогу просто бесполезно: один поехал, за ним другой, потом - третий… Нам за всеми не уследить - свое дело делать надо!
Поэтому за автомобилистами следят сотрудники дорожно-патрульной службы. Только, говорят инспекторы, запретить движение для всех они не могут - под «кирпич» имеют право заезжать те водители, которые работают или живут в границах ремонтных работ. Но документы у каждого попросить невозможно, поэтому под видом местных мимо дорожной техники проскакивают все больше «транзитные».
- Не понимают, что этим самым они могут испортить дорогу, которой сами же будут пользоваться! - разводит руками Анатолий Кадников. - Мы стараемся это объяснять, водители понимающе и виновато кивают головами, а потом… едут дальше.
Но вот под мостом по улице Мельникайте, словно на старт, становятся рядом два асфальтоукладчика. И патрульный автомобиль ГИБДД преграждает путь любителям прокатиться по свежеиспеченной дороге: тут уж неважно, где ты живешь и работаешь, будь добр объехать, а то можно и под каток угодить!
- Сейчас мы будем укладывать второй слой асфальтового покрытия, - рассказывает Анатолий. - Первый уложили вчера.
Каждый слой - по пять сантиметров. Параметры закладываются в компьютере, который установлен в асфальтоукладчике.
- Эта машина одновременно выбрасывает горячий асфальт, - показывает Александр Ефимов на большой бункер, из которого асфальтовая смесь поступает в распределитель. - И сразу же разравнивает его.
А вот на съездах с дороги - сложнее. Туда на громоздкой компьютеризованной машине не проедешь. Приходится делать все вручную.
- За день по пятьсот «квадратов» успеваем уложить, - улыбаясь, говорит асфальтоукладчица Любовь. - Бывает, так асфальта натаскаешься, что домой без рук приходишь!
Тем не менее, от своих коллег-мужчин Любовь и ее подруга Людмила не отстают - за долгие годы дорожной работы привыкли к большим нагрузкам. В дорожно-эксплуатационном участке они работают с 1992 года.
А вот студент Максим Калистратов лопату в руки взял совсем недавно. Он учится в архитектурно-строительном университете, а в «Пышмеавтодоре» проходит свою первую производственную практику. Помогает укреплять обочины, ровнять асфальт, набирается опыта у своих старших товарищей. Говорит, что запах горячего асфальта ему нравится…
Водитель грузовика Ринат Хамитов к этому запаху тоже очень привязался. Шутка ли! Вот уже семь лет каждое лето он ездит по маршруту: асфальтобетонный завод - дорога, которую ремонтируют.
- За смену я делаю около пяти поездок туда и обратно, - подсчитывает он. - А таких машин, как моя, на реставрации улицы 50 лет ВЛКСМ работает сейчас двадцать. Вот и представьте, какие объемы!
Из высокой кабины грузовика Рината видно, как рабочие где-то что-то подсыпают, замеряют, разравнивают… Кажется, что они все вместе словно разворачивают вдоль улицы большое черно-белое полотно новой дороги.
Мария Самаркина