Главный вход Тюменского театра кукол закрыт - сезон спектаклей еще не начался, до него осталось чуть больше недели. Для маленьких зрителей - это целая вечность ожидания.
А вот для актеров - всего ничего. За эти дни им надо успеть, как следует вжиться в роль, привыкнуть к новой кукле, отточить каждый ее жест и реплику…
В общем, скучать некогда - театральная труппа уже приступила к ежедневным усиленным (с 10 утра и до шести вечера) репетициям. На повестке дня - пьеса-сказка по произведениям Николая Носова о Незнайке и его друзьях.
Это премьерный спектакль нашего кукольного театра, ради которого его художнику-постановщику Сергею Перепелкину пришлось даже… пожертвовать своим отпуском. Большую часть лета он вместе с командой работников бутафорского цеха занимался подготовкой декораций и изготовлением кукол.
- Их в постановке задействовано больше двадцати - точно и не сосчитать даже, - шепотом говорит актриса Ольга Грязнова, провожая нас за кулисы.
Отсюда видно, как по сцене - за большой зеленой ширмой, туда-сюда бегают (иначе ничего не успеешь) актеры, держа над головой тростевых кукол.
-
Дима, сейчас нужно будет вынести плакат! - громко шепчет актер Александр Ганичев машинисту сцены Дмитрию Воронину. И тут же высоким звонким голосом начинает декламировать монолог Незнайки - смешной рыжей куклы в большой голубой шляпе.
-
А здесь он еще смешнее, - показывают актеры на кукол, подвешенных вдоль стенки на специальных креплениях и ожидающих своего выхода.
Среди них действительно есть… еще один Незнайка - с вымазанным сажей лицом и торчащими в разные стороны волосами.
- Это после того, как его по сценарию ударит током, - поясняет актриса Зинаида Береговая.
Кукольники, и правда, проделали большую работу - только для одного Незнайки изготовили несколько «дублей», есть двойники и у других кукол. Однако в репетициях они участвуют пока без основного грима, говорят актеры. Перед самой премьерой работники бутафорского цеха кукол немного взбодрят - подкрасят им лицо, освежат одежду, еще раз проверят гапит (специальное приспособление, при помощи которого кукловод управляет своей куклой).
- Потому что за время репетиций устают не только актеры, но и куклы тоже, - говорит Ольга Грязнова.
В этом спектакле она играет Гуньку.
- Ну, все - мой выход, - актриса убегает к ширме вместе с белобрысым Гунькой в руках.
Мне только кажется, или актеры, которые произносят реплики своих кукольных героев, на самом деле становятся на них похожими? Оказывается, так оно и есть - перед премьерным показом спектакля кукловоды практически не расстаются со своими Незнайками, Винтиками, Шпунтиками, Пончиками… И причем не только на репетициях - актеры даже забирают их домой, чтобы… подружиться.
А бывает и так, что дружба между актером и куклой завязывается с первой же встречи. Так случилось, например, с заслуженным артистом России Юрием Федоровым и с героем книги Николая Носова Знайкой. Они похожи не только темпераментами, но даже внешне!
… Актеры снова поднимают над головами кукол, меняют голоса - репетируют первый акт спектакля, да так старательно, как будто на них, затаив дыхание, уже смотрят маленькие зрители.
Но в зале… пусто. Правда, это только на первый взгляд. Стоит только кому-нибудь из актеров сфальшивить, и в пустом зале раздается громкий голос очень строгого и придирчивого зрителя. Пока что он на спектакле один - это режиссер-постановщик «Незнайки» Сергей Грязнов.
Сергей Анатольевич сидит в пятом ряду поближе к проходу и безошибочно определяет, что рыжая Кнопочка - это актриса Альфия Загретдинова, Мушка - Лариса Шереметьева, Пилюлькин - Вадим Еременко… В микрофон он дает актерам советы, указывает на недочеты, оценивает их импровизацию. Иногда даже встает с места и сам идет на сцену, тогда куклы, как будто испуганно, ныряют за ширму - вместе с актерами слушают наставления режиссера.
Скоро, говорит Сергей Анатольевич, они приступят к репетиции самой трудной сцены спектакля - полета на воздушном шаре. Обычно режиссеры, которые берутся ставить «Незнайку» в кукольных театрах, стараются избегать этой сцены - слишком уж она сложная технически. А вот тюменские актеры и художники решили попробовать не отбиваться от сюжета.
Что из этого получится, можно будет увидеть уже 15 сентября - в день премьеры. Тогда, говорит Сергей Грязнов, в зале и соберутся по-настоящему придирчивые и приметливые (даже не в пример ему) зрители - мальчишки и девчонки. От того, насколько им понравится новый спектакль, зависит, ни много ни мало, его дальнейшая судьба.
Мария Самаркина