Медиакарта
14:36 | 19 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Правила жизни атамана Калинина

Правила жизни атамана Калинина
13:29 | 07 октября 2011

Сегодня мы открываем новую рубрику. В ней своими мыслями и размышлениями будут делиться наши земляки – ярковчане. Известные и не очень. Разные люди, объединенные общей заботой о будущем своей малой родины. Люди большой души и нескончаемого оптимизма. Они редко жалуются, а труд и созидание для них – занятия привычные и ежедневные. Это не истории успеха, это правила жизни наших современников. Правила, о которых они расскажут сами. Итак, правила жизни атамана Калинина.

Откуда есть пошли ярковские казаки

Ярковские казаки – громко сказано. В дореволюционные времена они здесь, конечно, были. Вот откуда пошло возрождение казачества, это уже вопрос недавнего прошлого. Я имею в виду возрождение после советского периода. Здесь я вам, как непосредственный участник этих событий, отвечу. Вот у меня батя, конник, однажды проговорился: “Мы, Вовка, из казаков. Молчи, а то прибьют”. Знать, были у нас представители. Ну а подъем казачества пошел с Дона. Люди вспомнили о своих корнях, зашевелились, стали восстанавливать историю, традиции. В Ярково работал в свое время в райкоме партии Валерий Ку-приянович Юрковец. Его потом пригласили в Тюмень по финансовой части. Конец восьмидесятых, начало девяностых. Встретились мы как-то с ним в Тюмени. Он мне: “Ты слышал, в Тюмени казачество возрождается. Был я у них на одном собрании, мне понравилось. Давай, Володя, это твое, поехали”. Ну, поехали. Тюмень, улица Симакова, старинный особняк купчихи вроде какой. Зашли. На первом этаже все разбомблено, какой-то полуподвал. Встречает человек в форме, бодрый такой, подтянутый. Ну мы, так и так, из Ярково. Что тут у вас за движение возрождается? А то у нас там тоже мысли есть. Вроде. Познакомились – Хмелев Геннадий Иванович. Атаман. Поговорили. Ну и все. Выдает он мне доверенность и приказ: организовать на территории Ярковского района отделение Тюменского казачьего войска. Я под козырек: есть. Вернулись. Собралось нас человек двенадцать, ярковских мужиков. Первопроходцы-инициаторы это – Губкин Александр Захарович, Аргаузов Василий Иванович, без него никак такое дело. В общем, собрались. Показал я им доверенность от батьки Хмелева. Проголосовали, и с тех пор началось потихонечку. Кто-то шел просто по желанию: нравится культура казачья, обычаи, близок их образ мыслей. У кого-то в родословной были казаки. Организовались, разбились на группы. Структура Ярковского казачьего округа хуторская -центр в Ярково и подразделения по деревням: наши люди в Дубровном, Староалександровке, Щетково, Новоалександ-ровке, Караульнояре. С ребятишками если считать, порядка двухсот человек наберется.

Экскурс в историю

Читал я Катанаева. Ему Русское географическое общество заказало написать историю Сибири. И вот его слова: начал писать историю Сибири, а получается все время история Сибирского казачьего войска. Оно и правильно: от Урала и до Калифорнии все казаки шли в первых рядах. Кстати, наш казак ярковский в составе одной экспедиции дошел до самых до окраин. Басов у него фамилия. С Алмазовым шел. Это известный поход. Добрался он, по-моему, до Камчатки, там на островах пластался и остался в итоге. Делами занялся. Есть писатель-казак Васильев, вот у него рассказ про нашего Басова. Пишет, что разбогател ярковчанин на дальних землях, монеты начал свои печатать. На том и погорел.

А Миллер, историк немецкий. Он что пишет. Прибыл я на земли сибирские. Встречают меня хлебом-солью местные и все как на подбор – красивые, статные, краснорожие. Потомки казаков донских да волжских. Были мы как-то в Тобольске, в тюремном замке. Там выставка оружия. Интересно. Смотрю, висит карта. На ней станицы казачьи. Деревня Южаково – казачья станица. Вот она. Дальше смотрю. Бехтери. Помнишь такую, за Сорокино? Написано: татарская казачья станица. Казачество ведь оно три конфессии объединяет: и мусульманство, и православие, и буддизм. Астраханское казачье войско – там ведь буддисты. С Калмыкии ребята. Ездили мы на Кубань, на большой казачий круг. В Казани остановились, приняли группу ребят. Татары. Они с нами. Тоже на круг. Казаки ведь. Большой круг – это самое главное собрание казаков. И на круге благословляли православный батюшка, мулла, ну и буддистский настоятель своих, значит, благословлял. Понимаешь? Все три конфессии. И это не противоречит.

Дела казачьи

Продолжу о наших. Ну, раз мы объединились, то и начали друг дружке потихоньку помогать. Старикам стали помогать. Старики ведь они как. Работали в организации, а ее нет уже. В сельсовете не всегда есть возможность. Я ведь знаю, сколько в Думе председательствовал. Начали. То бабке дров привезем, наколем, где забор починим. А потом собрались все и дом поставили семье молодой. Кучей пришли, и хоп, есть дом. Одному поставили, другому помогли. Загнали под крышу, зря только угостил рано: шифер маленько криво положили. Ничего, исправили. Казачий ансамбль организовали. Раньше как было? Каждая деревня имела свой праздник. Так называемые съезжие. В Ярково праздник был 15-го февраля. На Сретенье. Ходили в гости к друзьям, родственникам. Отмечали. И так получилось, что 15-го февраля родился ансамбль казачий. Володя Паршуков, энтузиаст, организовал. Поющих у нас много, но все как-то стеснялись первое время. Казачий ансамбль сменил не одного руководителя, но живет до сих пор. Дима Гуркин, Саша Колчанов, Людмила Максимова, Анна Рожкова - участники. Борис Васильевич Колчанов, царствие небесное, всегда в ансамбле участвовал, уважал творчество казачье. Сейчас ансамбль готовится к фестивалю казачьей песни. Репетируют, будут представлять район.

Молодых казачков мы потихоньку к армии готовим. Несколько раз ребята в воинскую часть съездили. Через Тюмень все организовали. Пожили пацаны солдатской жизнью. Кстати, наш казак со Староалександровки, сейчас подполковник, командует батальоном морской пехоты. Звонит каждый праздник, интересуется жизнью деревенской.

Церковь

Православие и казачество друг от друга не отделимы. Главный зачинщик возведения церкви – это Василий Иванович Аргаузов. В свое время он первым предложил идею построить храм в Ярково. И мы ходили, собирали подписи о поддержке строительства. Походили, все нормально. Это дело оформилось, заверилось владыкой Димитрием. Вскоре он и сам к нам приехал. Собрали людей, казаков по парадной форме, организовали концерт в клубе. И такой вышел замечательный вечер. И тогда же владыка одобрил место под строительство храма. А нас попросил – раз вы, ребята, такое дело затеяли, давайте ноги в руки и вперед. Первым делом на месте строительства мы поставили поклонный крест. И потихоньку к этому месту стали люди приходить, внимание обращать. Дело важное, и здесь очень активную роль сыграла администрация района, лично глава. Проект без всякой оплаты изготовила Людмила Кольякова. А казаки, пока храма не было, соорудили часовенку деревянную. Сруб нам ребята варваринские срубили. Она и сейчас на дворе церковном стоит. В общем, поставили часовенку, началось богослужение. А в это время шла вся подготовительная работа по линии районных властей, правительства области. И вскоре Виктору Логиновичу Залесову было поручено начать строительство. Год это, по-моему, 1998-й. Закладку фундамента провели летом, в прекрасный солнечный день. Очень много тогда народу собралось. Это был как праздник. И, кстати, в этот же день в Ярково заложили мечеть. Вот так все получилось интересно. Началось строительство, и только храм вырос до окошек – открылось богослужение. Приезжали священники из Тобольска и проводили службы. Не все бы-ло так гладко. Находились те, кто по ночам хулиганил. Мы, казаки, организовывали патрулирование. Было, что и полными сутками дежурили. Вот так, всем миром, и возвели церковь. Сейчас люди ходят. Мы на все праздники стараемся. Наш казак, Саша Колчанов, – звонарь. Батюшка нас на круг благословляет. Крестом меня перекрестил - ладно, атаман.

Наследие

Каждый год в Уватском районе в день гибели Ермака собираются казаки со всей России. В прошлом году и мы там были. Хорошее дело. Нам ведь и у себя в районе можно что-то похожее придумать. Туристов привлекать, развивать это направление. Рядом с поликлиникой раньше дом был, деревянный. Его из Иевлево привезли в свое время. В этом доме заночевал Николай II с семейством. Распутинская тема не раскручена должным образом. Вот где можно разгуляться. Церковь гилевская. У нас Василий Иванович все за нее боролся. Сейчас стоит, разрушается. А ведь какой памятник архитектурный. Ярковский храм на месте больницы. Я помню, как его рушили. Стену так и не сломали. А здание нашей типографии. Это самый старый дом в Ярково. В 1903 году построили. До революции в нем была пересылочная тюрьма. Помню, там даже кандалы находили. Золото Орды еще где-то спрятано. Говорят, кто-то натыкался на колодец. Интересно? Интересно. Это и есть тот самый исторический туризм. Нужны энтузиасты, разбирающиеся в истории и знающие, как это можно организовать, а власть, я уверен, такие начинания поддержит.

P.S. Когда материал уже был готов к публикации, в редакцию пришло письмо из Омска от семьи Павловых. В письме следующие строки:

«В 2010 году ушла из жизни проживавшая в то время в Ярковском доме-интернате наша ближайшая родственница Павлова Агриппина Яковлевна. По стечению не очень благоприятных обстоятельств, мы не могли перевезти ее на малую родину, не могли и приехать на похороны, так как не позволяет возраст. И вот мы с сыном задумали поставить ей памятник, но как? Обратились в Управление социальной защиты Ярковского района к Захаровой Валентине Яковлевне с просьбой помочь нам организовать изготовление и установку памятника. И встретили понимание. Валентина Яковлевна порекомендовала обратиться к Калинину Владимиру Петровичу. Связались с ним, он также любезно, с полным сочувствием согласился на все хлопоты, связанные с этой работой. Все согласования проводились либо почтой, либо телефоном. И вот работа в полном объеме выполнена. Памятник изготовлен, установлен, даже возложены цветы, как видим мы на фотографии, сделанной с места захоронения. Сейчас мы наглядно представляем это место и скорбим. Низко кланяемся Валентине Яковлевне и Владимиру Петровичу! Спасибо им!»

Автор: Евгений ЗЕМЕРОВ