На городское родительское собрание, которое состоялось в воскресенье в 69-й школе, пришли больше 150 человек.
Были здесь представители полиции, прокуратуры, директор городского департамента образования Андрей Степанов, уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Галина Калюжная, члены городского родительского комитета и общественной организации «За безопасное детство», исполняющий обязанности руководителя следственного управления СК РФ по Тюменской области Анвар Ахмедзянов и прибывший из Москвы помощник председателя следственного комитета России Игорь Комиссаров. Это не считая журналистов (кроме местных СМИ, запись встречи вели три федеральных телеканала), директоров других школ и просто неравнодушных горожан… Но кого-то все-таки очень недоставало. Наверное, родителей учеников 44-й школы, которые в течение нескольких дней обсуждали на городском интернет-форуме «кошмар, происходящий в этой школе больше года» (цитата с сайта www.detkityumen.ru). Странно, что они не захотели выступить лично. За них это решили сделать участники общественной организации «За безопасное детство», которые и стали инициаторами собрания.
Первым слово взял руководитель этой организации Андрей Крамарский. К обсуждению он предложил (собственно, ради этого и собрались) ситуацию, сложившуюся в 44-й школе. Сказал, что в конце встречи обязательно надо будет составить коллективное письмо губернатору. Письма не написали, а возможность высказаться получили все – и те, кто имел о теме достаточно смутные представления, и те, кто располагал информацией вполне официальной.
– В настоящий момент, действительно, расследуется уголовное дело, в котором и подозреваемая, и потерпевшая – ученицы школы N 44, – сообщил Анвар Ахмедзянов. – Мы не исключаем, что количество фигурантов или фактов преступлений в дальнейшем может увеличиться. Проверка информации, появившейся в Интернете, продолжается.
Напомним, информация о школе N 44 выплеснулась в Сеть несколько дней назад. Кто-то из пользователей написал, что там «орудует целая банда старшеклассников, которые избивают младших учеников в школьном туалете, ломают им ребра, носы, насилуют, а потом еще и шантажируют». Следственный комитет, в свою очередь, ответил, что одна из старшеклассниц 44-й, и правда, проходит подозреваемой по уголовному делу.
– Мы не хотим публично обсуждать все детали этого дела, потому что оно касается несовершеннолетних, – продолжил Ахмедзянов.
Однако в том же Интернете публикой уже вовсю называется имя подозреваемой школьницы, копируются ее фотографии со странички сайта «В Контакте»… Никакого секрета нет. Опять же, пресс-служба следственного управления СК РФ по Тюменской области уже выдала некоторые официальные сведения в ответ на поднявшийся шум.
Уголовное дело против ученицы 44-й школы было возбуждено в начале этого года – по обращению мамы пострадавшей 12-летней девочки, ученицы той же школы. В ходе следствия выяснилось, что в ноябре 2010 года потерпевшая подверглась насилию со стороны двух подростков – подозреваемой школьницы и ее приятеля. Сейчас оба они находятся под арестом. Старший помощник руководителя СУ СК РФ по Тюменской области Евгений Казаков говорит, что парень – второй подозреваемый не является учеником 44-й школы.
– Но существует еще одно уголовное дело, по которому уже вынесен приговор, – добавил Анвар Ахмедзянов. – Там тоже фигурируют ученики названной школы.
Потерпевшая - другая. А вот свидетельницей выступает все та же подозреваемая сейчас старшеклассница (только тогда, года полтора назад, она была помладше). Обманным путем заманила в подъезд общежития свою однокашницу и «сдала» ее двум взрослым парням, которые надругались над несовершеннолетней. Сейчас они отбывают свои сроки, «посреднице» же, в силу юного возраста, все сошло с рук.
– И куда смотрела директор? – возмущались посетители собрания из зала.
Директор 44-й Татьяна Сизова там тоже, кстати, была. Попыталась выступить, но ее выступление неожиданно прервал гость из столицы – Игорь Комиссаров.
– Следствие еще идет, по его результатам будет принято процессуальное решение, – сказал он. – А все ответственные за случившееся будут наказаны. Поэтому не вижу никакого смысла в выступлении директора.
Зато выступление Андрея Степанова, директора департамента образования, длилось долго. Ему не переставали задавать вопросы. Как работают в школе психологи? Почему не могут вычислить подростков группы риска? Куда смотрят преподаватели и директора? Неужели они не в ответе за своих учеников?
На этом вопросе с места в зале поднялась директор школы N 70 Лидия Русакова:
– Вот сегодня воскресенье, выходной день… К сожалению, я не могу ручаться перед вами, что в данный момент все мои ученики (их больше тысячи) ведут себя благообразно. А все почему? Потому что сейчас с ними должна находиться семья. Увы, часто семья самоустраняется от воспитания своего ребенка, перекладывая всю ответственность на плечи педагога. Но, какой бы хорошей ни была школа, мы не сможем оказать на ребенка то же влияние, что и родители…
– Да, сегодня мы признаем свою слабость в борьбе с проявлением детской жестокости, – присоединился к разговору Андрей Степанов. – У педагога не осталось рычагов воздействия на гиперактивного ученика. Учитель не может выставить его за дверь, прикрикнуть на него, отчислить из школы, в конце концов… Законодательство это исключает. Без помощи родителей нам не справиться.
Примерно об этом же говорила и Галина Калюжная, уполномоченный по правам ребенка:
– Мы слишком легко вешаем ярлыки – банда, отморозки, малолетние преступники… Забывая, что дети становятся жертвами преступления и преступниками, в первую очередь, по вине родителей. Ребенок готов совершить преступление, чтобы привлечь к себе внимание семьи. Ну, разве же это нормально? Так же и с жертвами – многие дети подолгу не решаются рассказать о насилии над собой своим родителям, казалось бы, самым близким на свете людям…
Пострадавшая 12-летняя девочка не рассказывала маме о случившемся целый год.
… Когда дело дошло до написания письма, выяснилось, что послание губернатору не складывается: тех, кто мог лично подтвердить беспредел, творящийся в тюменских школах (с 44-й речь плавно перешла чуть ли не на все средние общеобразовательные учреждения), на собрании нет.
Игорь Комиссаров заверил собравшихся, что если какие-нибудь из этих фактов все-таки подтвердятся (проверка еще идет), их расследование возьмет на контроль российский следственный комитет. Так же, как и ход уже существующего уголовного дела.