В токарном цехе Института промышленных технологий и инжиниринга Тюменского нефтегазового университета обстановка, как на металлообрабатывающем заводе: десяток станков, из которых струится стружка, учащиеся – в спецовках и защитных очках.
Данил Кибанов вытачивает из шестигранной заготовки болт. Сверяется с паспортом изделия, запускает станок, с напряжением следит, как срезается верхний слой металла, после тщательно измеряет диаметр детали. В неспешности, с которой второкурсник производит эти действия, видны его усердие, желание, чтобы все было сделано правильно.
Мастер Ольга Гаранина говорит: чтобы молодой человек вошел во вкус токарного дела, требуется время. Задача мастеров – не только научить, но и заинтересовать подопечных. Бывает, что девятиклассники целенаправленно приходят учиться на станочника, но, как правило, большинство из них не представляют, что это за профессия: хоть ты обложись учебниками, ничего толком не поймешь. Поэтому самое интересное для них наступает с началом практики.
– Мы им все показываем. Как включать станок, как вставлять в него заготовку... И когда они сделают все своими руками и буквально из ничего получится необходимая деталь, – ребята счастливы, глаза сияют! – говорит Ольга Никитична.
Когда речь заходит о более сложных изделиях, Данил Кибанов заметно оживляется:
– Конечно, есть детали интереснее болта! Например, мы делаем изогнутые втулки – они вытачиваются под углом…
Кроме мастеров, ярким примером для будущих специалистов служит механик Юрий Ниязов – «помощник номер один», занимающийся ремонтом и отладкой оборудования. Он появляется в цехе, чтобы исправить что-то в токарном станке - и бросается в глаза разница между осторожными, аккуратными действиями учащихся и стремительным, хозяйским обращением со станком Ниязова.
– Что, оборотов мало? – спрашивает он у ребят и сам начинает подкручивать реле. А те внимательно следят за каждым его действием.
… Они могут получить здесь две профессии: станочник широкого профиля и оператор станков с ЧПУ. Впрочем, одногруппник Данила Юрий Кожевин отмечает, что своим рукам доверяет больше, чем программе, тем более что к середине второго курса набрался опыта, привык к станку.
Ольга Гаранина считает: главное – учащиеся получают в институте готовую профессию. Возможно, не все из них пойдут на заводы, но знания эти пригодятся на любом предприятии, где работают с металлом.
Гаранина и Валентина Волкова (мастер фрезерного цеха) сами когда-то работали на крупных предприятиях. Первая учит молодых станочников 12 лет, вторая – 44. Кстати, в 1979 году Волкова получила звание «Заслуженный мастер профессионально-технического образования».
Валентина Алексеевна отмечает, что с годами ухудшается качество подготовки школьников – и по предметам, и в плане физической формы. Скажем, чтобы затянуть тиски, им уже требуется рычаг большей длины. И соглашается с коллегой, что на практических занятиях появляется осознанное восприятие профессии.
Для Романа Петрова и тиски, и работа с металлом – не проблема. Он рассказывает, что с детсадовского возраста помогал отцу с ремонтом автомобиля, и общение с техникой для него привычно. Планирует продолжить обучение и стать инженером-технологом.
Директор института Валерий Пивень сообщил, что одно из преимуществ института – многоуровневый характер образования. Выпускник с начальным или средним профессиональным образованием может продолжить обучение на более высокой ступени, а студент вуза, в свою очередь, на практических занятиях получает рабочую специальность.
– На большинстве крупных предприятий молодой сотрудник начинает с работы на станках, и лишь затем становится инженером. Наши студенты оказываются подготовленными к этому, - сказал Валерий Васильевич.
Институт промышленных технологий и инжиниринга ТюмГНГУ на прошедшем недавно заседании президиума областного правительства назвали базовым образовательным учреждением для машиностроительной отрасли.
– А мы всегда и были кузницей кадров! – говорит Пивень. – Почти все специальности института, так или иначе, касаются машиностроения.
Так, будущие инженеры-технологи станут, в том числе, разрабатывать программы для станков с ЧПУ. Мы встречаемся с ними на занятии Игоря Соловьева, где они работают с роботами-манипуляторами. В аудитории одна девушка – Надежда Хайдукова. Говорит, что проходила практику в цехах института и готова в случае чего встать за станок – там «красивая стружка».
Валерий Пивень отмечает, что с появлением станков с ЧПУ работа оператора стала «в чем-то интеллигентной». А для девушек всегда есть возможность устроиться в технический отдел, работать с документами – там специальные знания тоже нужны.
… Сегодня – День открытых дверей в институте. Все, что мы вам рассказали, и многое другое узнают абитуриенты. И у здешних станков обязательно появятся новые любознательные молодые люди. Так ли уже плохо быть рабочим высокой квалификации, который нужен везде?