– У нас там жизнь. Жизнище! – говорит знакомая про свое садоводческое товарищество «Дружба».
В этом году снега мало, поэтому навещать свою дачу можно было круглый год. Но все равно первые весенние вылазки – это нечто особенное. Их наверняка ждали с нетерпением все 110 тысяч дачников в 320-и садовых обществах вокруг Тюмени.
«Скоро, скоро!» – капает с крыш капель. Снег на четырех сотках становится серым и рыхлым. Неделя-другая солнечных дней – он вовсе исчезнет, и земля, мягкая и сочная, как обильно пропитанный сиропом кусок пирога, будет проваливаться под резиновыми сапогами.
А пока дачники приводят в порядок инвентарь - ведра, кадушки, доски и прочее, разбирают колышки, гвоздики, веревочки – всякие необходимые мелочи. Это что-то вроде инвентаризации перед большим походом в хозяйственный гипермаркет. Надо посмотреть и посчитать, что еще годно для использования, а чего не хватает и что надо обязательно приобрести.
Александра Никитична Варзина разбирает в теплице удобрения. Смотрит, что пригодится дома для рассады. Отложила в сторону пакетик с суперфосфатом.
Она каждую весну приезжает на свой огород уже почти полвека, поэтому Александра Никитична – генерал семейной «дачной гвардии», и это не обсуждается. Если сказала, что здесь должна быть грядка, а потом лежать доска – значит, сначала грядка, а затем доска! Неужели не понятно? А иргу почему не подрезали? Иргу надо подрезать на полметра, чтобы на нее солнце правильно падало.
Отец во дворе пилит дрова…
– У вас что это, электричество есть?! – подозрительно интересуется сосед дядя Аркаша, заслышав шум с участка.
Нет, электричества на дачах еще нет, это трещит бензопила.
Пока Александра Никитична разбирает удобрения, можно выйти за калитку и оглядеться кругом. За сорок лет товарищество «Дружба» сильно изменилось. Большинство домов обшито сайдингом, есть даже двухэтажные ладные домики, в которых хоть круглый год живи. Меняются и сами дачники. На участки бабушек и дедушек приезжают их внуки.
В товариществе и председатель молодой – Эдуард Матвиец.
– Молодежь относится к даче по-разному, – говорит Эдуард Александрович. – Кто-то приезжает, чтобы отдохнуть, пожарить шашлыки. Некоторые вообще забрасывают участки. Есть – и пусть будет, потом продадим… Но многие стремятся сохранить и развивать то, что создали родители. У кого такой интерес – держатся вместе, общаются. На последнем собрании мы приняли решение увеличить мощность электросетей до 280 кВт за счет перенесения трансформаторной подстанции. Теперь мощность будет, как в жилом поселке. Провели магистраль газопровода – с конца лета газ можно будет подвести к каждому участку. А вот с водой проблема остается. Централизованный водопровод решили не проводить, потому что многие пробурили скважины на своих участках…
«Дружба» воспитывает уже пятое поколение дачников. Что ни говори про активную молодежь, старая гвардия еще сильна! Порой и развернуться не даст, сетует знакомая. Есть у тебя газончик в метр длиной? Вот и холи-лелей на нем свои цветочки! А в такие серьезные дела, как посадка помидорной рассады – не лезь, предоставь дело профессионалам.
Бабушка Александра Никитична – профессионал. Летом ей исполнится девяносто. Она обещает внучке насадить помидоров. Только вот расстройство – суперфосфат в пакетике забыла на даче. Не страшно, скоро будет приезжать сюда почти каждый день. Дети – только на выходные.
Из писем, которые они будут оставлять друг другу на столе, можно составлять целые дачные поэмы.
«Вашу теплицу полила. Б. Шура». А в ответ – «Ягоды собрали, как просила. Огурцы оставили на столе». Ну, как-то так.
… Иногда весной-летом сюда переселяются не только люди. У подруги родители забирают кота.
– Ему там будет хорошо, – уговаривают, – свежий воздух, птички чирикают, в земле можно ковыряться, сколько влезет… Уж это Томас любит, перерыл дома все горшочные цветы. Поэтому аргумент про землю, наверняка самый веский. Но все-таки Маринка беспокоится – как он там будет без нее? Убежит – не дозовешься.
Томас уже совершил первый выезд на дачу – все осмотрел, посидел под креслом в домике – понравилось. Скоро это место станет центром притяжения для всей семьи. Здесь тебе ярмарка свежей зелени, овощей и ягод, и солярий под открытым небом, и дом для приема гостей – шашлыки, застолье, беседа…
Вот это все и есть дача. Вопреки многим опасениям, традиция работать и отдыхать на своей земле не исчезнет. Председатель тюменского Союза садоводов Александр Казаков считает, что даже та молодежь, которой сейчас хочется только отдыхать, повзрослеет, обзаведется семьями – и изменит свое отношение к саду-огороду.
Любовь к четырем соткам, наверное, – неискоренима.