Медиакарта
18:51 | 16 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Ответы на обращения граждан

В 2014 году должностными лицами правового отдела Тюменской таможни были предоставлены ответы на обращения граждан.

Вопрос

Каков порядок регистрации юридического лица в качестве участника внешнеэкономической деятельности?

Ответ

Регистрации юридического лица (декларанта) в таможенном органе как таковой в настоящее время не предусмотрено. Приказ ГТК России от 31.08.2000 № 787 "О Порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах Российской Федерации утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК России от 23.12.2003 № 1517 "О признании утратившими силу некоторых правовых актов ГТК России".

В настоящее время в соответствии со ст. 208 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон № 311-ФЗ) декларант представляет в таможенный орган, правомочный принимать декларации на товары, документы, подтверждающие правоспособность данного лица на совершение таможенных операций, однократно при первом обращении, в том числе и до подачи таможенной декларации, при составлении которой они будут использоваться. При внесении изменений в указанные документы декларант обязан сообщить об этом таможенному органу, в который они были представлены при первом обращении.

На основании части 5 статьи 208 Закона № 311-ФЗ к правоустанавливающим документам относятся:

1) учредительные документы российского юридического лица;

2) свидетельство об аккредитации филиала либо представительства иностранного юридического лица, если иностранное лицо правомочно выступать в качестве декларанта товаров в соответствии с подпунктами  2 и 3 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС);

3) паспорт, если в качестве декларанта товаров выступает физическое лицо;

4) свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

5) документы, которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации, свидетельствуют о постановке лица, выступающего в качестве декларанта, на учет в налоговые органы.

При этом в соответствии со ст. 106 ТК ТС в целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:

1) об учредителях организации;

2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

4) об открытых банковских счетах;

5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

6) о местонахождении организации;

7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;

8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

9) в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии)), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

                      В соответствии  с пунктом 1 статьи 181  ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 утверждены инструкции по заполнению таможенных деклараций и формы таможенных деклараций.

С 01.01.2014 года таможенная декларация должна быть представлена только в виде электронного документа.

Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2013 №1154 установлен перечень товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определен решением Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа".

Структура и формат электронной копии таможенной декларации, а также порядок ее представления и использования определены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.11.2013 № 254 "О структурах и форматах электронных копий таможенных документов".

Вместе с таможенной декларацией таможенному органу предоставляются документы, на основании которых она заполнена. Статья 183 ТК ТС к таким документам относит:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС;

7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

8) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза;

13) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств - членов Таможенного союза и на иностранных языках. Вместе с тем, таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства - члена Таможенного союза, таможенному органу которого при таможенном декларировании представляются такие документы.

В силу пункта  1 ст. 185 ТК ТС таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено ТК ТС.

Согласно ст. 170 ТК ТС срок временного хранения товаров составляет два месяца, а по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя может быть продлен таможенным органом. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать четырех месяцев, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, - шести месяцев.

В соответствии со статьями 190, 196 ТК ТС таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определенном Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров".

Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС.

На основании пункта 4 ст. 196 ТК ТС в исключительных случаях, предусмотренных ст. 220 Закона о таможенном регулировании, сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется Комиссией таможенного союза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, когда декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы таможенного органа - не позднее 4 (четырех) часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

  Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК ТС, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.

Вопрос

Каков порядок таможенного декларирования товара - китайской живописи (репродукций)?

Ответ

Правила ввоза на территорию Таможенного союза предметов живописи (репродукций) устанавливается в зависимости от того, являются ли предметы живописи культурными ценностями или не являются таковыми.

Общий порядок ввоза и вывоза культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза регулируется законом Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей).

В силу статьи 7 Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей, под его действие подпадают, в том числе следующие категории предметов художественной ценности:

- картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

- оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

- художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

- произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

- другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Получение лицензии на ввоз культурных ценностей – не требуется (п. 10 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования»).

Согласно ст. 8 действие Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства. При этом такие предметы должны иметь признаки, подтверждающие массовый характер их производства: фабричные ярлыки, марки, клейма с указанием года изготовления.

Представление каких-либо документов об отнесении/не отнесении ввозимых товаров к культурным ценностям - действующим законодательством не предусмотрено.

Товары, ввозимые на Таможенную территорию Таможенного союза с территорий государств, не являющихся членами таможенного союза, при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями главы 24 Закона № 311-ФЗ.

В соответствии с п.п. 27 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 181 ТК ТС таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров, в декларации на товары, которая заполняется в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

Декларирование товара производится в электронной форме (ст. 204 Федерального закона о таможенном регулировании).

Согласно ст. 190 ТК ТС таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

Подача декларации на товар сопровождается представлением документов, указанных в ст. 183 ТК ТС, обязанность представления данных документов возложена на декларанта.

Вопрос

Каков порядок таможенного сопровождения подакцизных грузов производства России вывозимых на экспорт в Туркменистан через Казахстан?

         Ответ

В соответствии с п. 1 ст. 212 ТК ТС экспорт – таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Согласно п. 1 ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют, в том числе территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таможенное сопровождение относится к мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита (ст.ст. 217, 218 ТК ТС).

В соответствии с п. 5 ст. 215 ТК ТС товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории Таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

При перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, то помещение товара под таможенную процедуру таможенного транзита и таможенное сопровождение по территории Таможенного союза (Россия – Казахстан) - не осуществляется.

Какие-либо соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан относительно перемещения подакцизных грузов отсутствуют.

При помещении товаров под таможенную процедуру экспорта будут взиматься следующие таможенные платежи, а именно:

- Сборы за таможенные операции исчисляемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

- вывозная таможенная пошлина в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».     

Вопрос

Каков порядок таможенного декларирования программного продукта поступившего из Украины по сети Интернет посредством электронной почты?

Ответ

Таможенные органы в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них Таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, осуществляют таможенное декларирование перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров и соответствующих транспортных средств.

Под товарами согласно п. 35 ст. 4 ТК ТС, п. 26 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" понимаются перемещаемое через таможенную границу любое движимое имущество и транспортные средства.

Согласно п. 3 ст. 6 «Модельного закона о международном информационном обмене" (Принят в г. Санкт-Петербурге 26.03.2002 Постановлением 19-7 на 19-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)  (далее – Модельный закон) информационные продукты являются товаром, если это не противоречит международным договорам Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. При этом в ст. 2 Модельного закона определено, что к информационным продуктам (продукции) относится только документированная информация. В свою очередь документированной информацией (документом) является зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Таким образом, одной из определяющих характеристик информационной продукции как товара является ее фиксация на материальном носителе.

Следовательно, данный Модельный закон не относит передачу информационной продукции по электронным средствам связи к международному информационному обмену, а под ввозом (вывозом) на (с) территорию Таможенного союза информационной продукции определяет перемещение информации (документов) на материальном носителе.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и установлены ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза не содержит, соответственно, ни классификационных кодов, ни ставок таможенных пошлин в отношении программного обеспечения или какой-либо иной информационной продукции.

С учетом изложенного, действующее таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле не предусматривает таможенное декларирование информационных продуктов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза по электронным средствам связи.

Таким образом, таможенному декларированию подлежит не информация (компьютерная программа), перемещаемая по сети Интернет по средствам электронной почты, а перемещаемый через таможенную границу Таможенного союза товар, содержащий указанную информацию, т.е. материальный носитель (лазерный диск, дискета, кассета и т.п.).

Вопрос

Каков порядок получения товаров в международных почтовых отправлениях?

Ответ

Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях регулируется гл. 44, 49 ТК ТС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение). 

Согласно пункту 16 Приложения 3 к Соглашению таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования (за исключением неделимых товаров) пересылаемых в международных почтовых отправлениях в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на таможенной территории Таможенного союза, при условии, что таможенная стоимость товаров не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и общий вес не превышает 31 килограмма.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 4 ТК ТС ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач, до их выпуска таможенными органами.

Согласно ст. 314 ТК ТС таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производятся таможенным органом в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом.

Места (учреждения) международного почтового обмена определяются законодательством государств – членов таможенного союза (п. 2 ст. 317 Закона № 311-ФЗ,  приказ ФТС России № 1788, Минкомсвязи России № 258 от 23.09.2013 «О местах международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации», которым определено 21 место международного почтового обмена).  

В соответствии с п. 31 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых, через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом ГТК России от 03.12.2003 № 1381 (далее - Правила) таможенное декларирование пересылаемых в международных почтовых отправлениях товаров осуществляют таможенные органы, расположенные в местах международного почтового обмена, за исключением товаров:

1. в отношении которых, должна быть подана отдельная таможенная декларация. Согласно п.3 ст. 314 ТК ТС отдельная таможенная декларация подается в случаях когда:

- подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

- в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения;

- фактический вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;

- товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.

2. пересылаемых в Российскую Федерацию в адрес физических лиц не для их личного пользования, если в отношении этих товаров  применяются ограничения экономического характера или ограничения. 

Соответственно таможенное декларирование МПО в таможенных органах по месту нахождения получателя осуществляется только в вышеперечисленных случаях.

Согласно п. 33 Правил при установлении предназначения товаров должностное лицо таможенного органа должно принимать во внимание следующие факторы:

а) характер товаров. Учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования в быту;

б) количество товаров в одном международном почтовом отправлении. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, явно превышающем потребность одного лица, получающего товары (а также членов его семьи), могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата;

в) частоту пересылки товаров.

В соответствии с п. 41 Правил международные почтовые отправления, таможенное декларирование которых завершено, места международного почтового обмена направляют по адресу, указанному на оболочке международного почтового отправления либо в сопроводительных к нему документах.

Вопрос

Каков порядок таможенных операций в отношении автомобиля ввезенного из Украины на территорию Таможенного союза иностранным физическим лицом?

Ответ

В соответствии с п. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В соответствии с п. 15 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №311 (далее - Инструкция), первоначальный срок временного ввоза, устанавливаемый таможенным органом, составляет три месяца.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств (абз. 2 п.2 ст. 358 ТК ТС).

Согласно п. 1 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) таможенные операции, связанные с выпуском товаров для личного пользования, совершаются в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещаемых следующими на них физическими лицами, в местах прибытия или убытия либо в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо.

Совершение таможенных операций в отношении временно ввезенных через российско-украинский участок таможенной границы Таможенного союза транспортных средств для личного пользования допускается таможенными органами, обладающими соответствующей компетенцией и расположенными вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования определен приказом ФТС России от 17.07.2014 № 1372 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования». 

При этом п.6 Инструкции предусмотрено, что декларация не регистрируется таможенным органом, если не предъявлен товар.

Согласно п.15 Инструкции до истечения установленного срока временного ввоза транспортного средства декларант обязан обратиться в таможенный орган за продлением срока временного ввоза, вывезти авто-, мототранспортные средства с таможенной территории либо совершить иные действия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.

Продление срока временного ввоза транспортного средства на срок до 1 года производится на основании заявления физического лица и документа, удостоверяющего его ходатайство о признании беженцем или о предоставлении ему временного убежища, выданного уполномоченным органом Российской Федерации (территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции).

По истечении предельного срока временного ввоза (1 год) в случае, если физическим лицом не будет получен статус беженца либо у физического лица не истек (продлен) срок временного убежища, при его обращении в таможенные органы производится закрытие временного ввоза транспортного средства с внесением соответствующих отметок в пассажирскую таможенную декларацию. Одновременно производится открытие нового срока (3 месяца) временного ввоза транспортного средства в установленном порядке с распечатыванием специальной самоклеящейся этикетки и нанесением ее на новую пассажирскую таможенную декларацию. В дальнейшем продление осуществляется в установленном порядке сроком до 1 года.

В силу п. 3 ст. 358 ТК ТС передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Вопрос

Каков порядок экспорта алкогольной продукции в Китайскую Народную Республику и Южную Корею?

Ответ

В целях организации экспортных поставок алкогольной продукции в Китайскую Народную Республику и Южную Корею необходимо совершить таможенные операции, связанные с таможенным декларированием товаров применительно к таможенной процедуре экспорта.   

В соответствии с п. 1 ст. 212 ТК ТС экспорт – таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

В целях помещения товаров под таможенную процедуру экспорта необходимо соблюдение условий, установленных ст. 213 ТК ТС.

В соответствии с п. 1 ст. 213 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий:

1. уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин.

При помещении планируемых Вами товаров под таможенную процедуру экспорта подлежат уплате таможенные платежи, а именно:

- сборы за таможенные операции, исчисляемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции».

2. соблюдения запретов и ограничений.

При перемещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции требуется лицензия, выдаваемая Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) на осуществление поставки (в том числе экспорта) согласно положениям Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка». Порядок выдачи лицензии на экспорт алкогольной продукции установлен ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Уполномоченным органом по выдаче лицензии на производство и оборот алкогольной продукции является Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу: 620144, г. Екатеринбург, ул. Большакова, д. 99 «а», телефон: (343) 385-08-05, факс: (343) 295-11-71.

3. представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран, согласно положениям Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран», ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 № 254-ФЗ «О ратификации Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран».        

Для таможенного декларирования товаров необходимо подать декларацию на  товары (далее - ДТ) в таможенный орган обладающий полномочиями по регистрации ДТ на данные товары (п. 1 ст. 190 ТК ТС).

В целях установления наличия либо отсутствия компетенции по регистрации деклараций на товары на данные товары у того или иного таможенного органа, необходимо определить какие требования распространяются на данный вид товара (запреты, ограничения и др.).

Перечень документов, необходимых для предоставления в таможенные органы в целях заявления таможенной процедуры экспорта, в том числе при перемещении товаров воздушным транспортом установлен п. 1 ст. 183 ТК ТС, к таким документам относятся:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС;

7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

8) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза;

При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подпунктах 1), 2), 4), 7), 8) и 12) настоящего пункта, а также в подпункте 3) настоящего пункта - при наличии таких документов.

Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

При организации экспортных поставок алкогольной продукции необходимо учитывать таможенное законодательство Китайской Народной Республики и Южной Кореи.