Порядок подачи, сроки рассмотрения, направляемых в таможенные органы жалоб на
решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц регулируется
главой 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон).
Федеральным законом установлено, что решения, действия (бездействие) таможенных
органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд,
арбитражный суд, что свидетельствует об альтернативном порядке обжалования решений,
действий таможенных органов - в вышестоящий таможенный орган или в суд, и тем самым
предоставляет заинтересованному лицу право выбора органа и процедуры обжалования.
Тюменская таможня рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие)
подчиненных ей таможенных постов: Тюменского таможенного поста, таможенного поста
Аэропорт Рощино, Тобольского таможенного поста, Курганского таможенного поста,
Салехардского таможенного поста, Ноябрьского таможенного поста, Таркосалинского
таможенного поста, Новоуренгойского таможенного поста, Сургутского таможенного поста,
Ханты-Мансийского таможенного поста, Югорского таможенного поста, таможенного поста
Аэропорт Нижневартовск, Нижневартовского таможенного поста.
Уральское таможенное управление рассматривает жалобы на решения, действия
(бездействие) Тюменской таможни.
Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало или должно было
стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к
их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности. Пропущенный по
уважительной причине срок для подачи жалобы может быть восстановлен по письменному
ходатайству заявителя с документами, подтверждающими причины пропуска срока для
обжалования, если таможенный орган признает причину такого пропуска уважительной.
Полномочия на подачу жалобы должны быть документально подтверждены (без
доверенности действует законный представитель юридического лица, что подтверждается
учредительными документами, в случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе
должна быть приложена доверенность, в которой закреплено право на обжалование решений,
действий (бездействия) в области таможенного дела).
Жалоба подается в письменной форме, в ней в обязательном порядке указывается:
- фамилия, имя, отчество (при его наличии), место жительства физического лица,
наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, его
местонахождение;
- наименование таможенного органа решение, действие (бездействие) которого
обжалуются;
- существо обжалуемого решения, действия (бездействия);
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.
Жалоба подписывается собственноручной подписью.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие изложенные в ней
доводы.
С 1 января 2022 г. жалоба может быть подана в электронном виде (статья 300 ТК ЕАЭС).
Соответственно, жалоба, и документы, прилагаемые к жалобе, должны быть подписаны
усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной
электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной
квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.
По желанию заявителя решение по жалобе может быть получена в виде электронного
документа.
Коснувшись вопроса о порядке обжалования необходимо отметить преимущества
ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов.
Как было указано выше, законом установлено, что решения, действия (бездействие)
таможенных органов могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд,
арбитражный суд.
Сравнив нормы законов, регулирующих порядок подачи жалобы, предоставления
необходимых документов, сроков рассмотрения и исполнения решения, принятого по
результатам рассмотрения жалобы судом и вышестоящим таможенным органом
прослеживаются преимущества ведомственного обжалования:
- ведомственный механизм обжалования не предполагает уплаты государственных
пошлин (в отличие от предусмотренной при инициировании искового судопроизводства),
определяет его по существу как «государственную услугу», которая, в случае отсутствия
обстоятельства достижения цели жалобы, не лишает заявителя права на дальнейшее
обжалование через судебные инстанции;
- при ведомственном обжаловании заявитель может не представлять документы и
сведения, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в жалобе, за исключением
документов подтверждающих полномочия лица на подачу жалобы.
Судебный же порядок обжалования обязывает лицо предоставлять в суд документы,
подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.
- при ведомственном обжаловании срок рассмотрения жалобы зависит от соблюдения
заявителем порядка подачи жалобы (в случае подачи жалобы в вышестоящий таможенный
орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются - 1
месяц, при несоблюдении указанного порядка - 2 месяца).
Таким образом, максимальный срок рассмотрения жалобы с использованием
ведомственного механизма обжалования составляет два месяца, что является несомненным
аргументом в пользу временных рамок по реализации права на восстановление нарушенных
прав в сфере таможенного дела.
При судебном обжаловании сроки рассмотрения дел по существу весьма
продолжительны и несут в себе риск существенных, далеко выходящих за два месяца
временных и материальных затрат, связанных с обеспечением участия компетентных
специалистов (экспертов, юристов и т.д.) в судебном процессе и возникающими судебными
издержками, которые впоследствии также становятся объектом судебного разбирательства,
порождая цепочку судопроизводств.
Также необходимо отметить, что при ведомственном обжаловании заявитель не лишен
возможности участия при рассмотрении жалобы (при наличии ходатайства об этом), что
свидетельствует об открытости таможенных органов, отсутствия факта ведомственного
влияния и достижение цели на восстановление прав и свобод граждан и законных интересов
организаций.
- важный момент ведомственного обжалования – это момент исполнения решения,
принятого по результатам жалобы, т.е. восстановления прав и свобод граждан и законных
интересов организаций.
В случае удовлетворения жалобы заявителя и признания решения, действия,
(бездействия) неправомерным, реализация решения осуществляется в течение 15 рабочих дней
со дня поступления решения в орган, чьи решения, действия обжалуются.
В случае же судебного обжалования исполнение решения чаще откладывается в связи с
тем, что решение суда по делу может быть обжаловано в апелляционном порядке стороной, чьи
интересы оставлены без удовлетворения, и тогда решение суда подлежит исполнению только
после пересмотра решения судом апелляционной инстанции.
Необходимо отметить, что подача жалобы в вышестоящий таможенный орган не лишает
лица права на дальнейшее обжалование в судебном порядке.
Из чего следует, что обжалование решений таможенных органов, действий (бездействия)
таможенных органов в вышестоящий таможенный орган ни в коей мере не ущемляет интересы
физических и юридических лиц, а предоставляет возможность двойного контроля, как со
стороны органа уполномоченного в области таможенного дела, так и судебного органа в части
проверки соответствия принятых решений, действий закону или иному нормативному акту.