Текст Марат Ахметов
Сегодня вопрос «на сколько хватит нефти” заботит не только простых обывателей, напуганных телесюжетами и новостями в Интернете. Обеспечить себе безбедное будущее стараются и крупные нефтяные компании, как отечественные, так и зарубежные.
Нефтяники в спешном порядке ищут способы извлечения остаточных запасов старых месторождений и стараются «застолбить» за собой новые территории. Причем всё чаще наблюдается такая картина. Компания сокращает расходы на геолого-разведочные работы (ГРР) на уже имеющемся участке и стремится при этом скупить новые участки в новом регионе. Взор отечественных нефтяных гигантов устремлён на континентальный шельф и Восточную Сибирь. Однако стратегическим решением правительства о разделе шельфа между госкорпорациями "Роснефть" и "Газпром" шансы других компаний в этом направлении сведены к нулю. Этим фактом и неплохими перспективами на восточном направлении в связи со строительством трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» и объясняется активность компаний в приобретении участков в Якутии, Красноярском крае и Иркутской области.
Волна сокращения ГРР прокатилась в основном по традиционным регионам добычи, где лицензии были выданы давно и, согласно старым правилам, редко содержали чёткие требования к объёмам и срокам геолого-разведочных работ. Компании смогут оттягивать дорогостоящие мероприятия, не опасаясь последствий со стороны Роснедр. Политику наблюдающих региональных органов в отношении недропользователя можно охарактеризовать как мягкую. Особенно это отмечают недропользователи юга области, где интерес инвесторов не так высок, как на севере. Как правило, на небольшие нарушения лицензионного соглашения просто «закрываются глаза» и не накладываются штрафы. Возможно, и этим можно объяснить снижение объёма геолого-разведочных работ. Исключение составляют ряд проектов, которым государство и региональные власти уделяют повышенное внимание, например Уватский проект на юге области, осуществлением которого занимается ТНК-ВР, и освоение Рогожниковского месторождения “Сургутнефтегазом”. Зато в Восточной Сибири наблюдается обратная картина. Одним из наиболее активных игроков на новых территориях стал “Сургутнефтегаз”. Критически отнёсся к походу компании в Восточную Сибирь профессор Юрий Батурин, директор Тюменского отделения «СургутНИПИнефть» - научно-исследовательского центра компании. Институтом было выполнено технико-¬экономическое обоснование освоения месторождений Якутии и Иркутской области. В частности - Талаканского месторождения, крупнейшего по запасам нефти месторождения в регионе.
В своей оценке месторождения Юрий Батурин эмоций не скрывал: «А что такое Талакан? Это исчадье ада. Все сложности, которые бывают на месторождениях, там собрались в одном месте. Разведано там порядка 600 миллионов тонн извлекаемых запасов. Практически такую же нефть мы можем взять из нашего пласта Ю¬2 в Приобье. А мы всю Восточную Сибирь осваиваем ради этих 600 миллионов. Ещё более сложным будет освоение Рогожниковского месторождения в ХМАО, что в 300 км на запад от Лянтора. «Это не традиционные коллекторы (нефтеносный коллектор - это порода, в которой скапливаются углеводороды), - говорит Юрий Батурин. - Там 200 млн. лет назад были извержения вулканов, и коллекторов как таковых нет, а есть вылившаяся много миллионов лет назад лава, которая со временем растрескалась, и в эти трещинки из более молодых нефтематеринских пород пришла нефть. Особенность коллекторов в том, что это чистый минерал и в нём очень хорошо приспосабливается вода. Она легко проходит по порам. И принципиально там нельзя найти нефть, которая была бы без воды. Это первое. Второе - надо найти участки лавы, где эта нефть есть. Обычно геологи находят, рисуют “блины” на карте - вот здесь нефть. А там она как бы оврагами идет. Проблема там, во¬первых, в поисках нефти, а во-¬вторых - в том, как её разрабатывать. Нахлебаемся там проблем».
По данным Общества инженеров-нефтяников (SPE), при текущей годовой добыче всех разведанных запасов нефти на Земле хватит крупнейшим нефтяным компаниям в среднем на 20-25 лет. Что интересно, российские компании имеют преимущество перед западными. Фонд их разведанных запасов несколько ниже. Естественно, нефтяники стараются пополнить свою ресурсную базу, отечественные – не исключение. Ни для кого не секрет, что новых нефтяных Самотлоров ни в Западной Сибири, ни в других регионах не будет, и главная задача на сегодня - наиболее рационально извлечь и распорядиться теми богатствами, которые хранятся в недрах тюменской земли, которые ещё скрывают более 100 трлн. кубометров газа и около 60 млрд. тонн нефти и конденсата. Работать в регионе можно ещё очень долго, уверен учёный.
Если анализировать данные по изученности и освоенности Западной Сибири, то вывод аналогичный. По данным президента ГК "СибНАЦ" Анатолия Брехунцова, наиболее изучены (на 53%) верхние горизонты (сеноман-аптские залежи), нижние горизонты (нижне- и среднеюрские) изучены лишь на 6%. "По выработанности ресурсов мы только приступили к юре, верхние горизонты выработаны на 17%.
Он напомнил, что до конца 90-х годов прошлого века страна проводила геолого-разведочные работы в серьёзных объёмах, как следствие, наблюдался значительный прирост запасов. За пятнадцать лет из недр Западной Сибири извлечено примерно 2 млрд. тонн нефти и 5 трлн. кубометров газа, не компенсированных приростом запасов.
Сегодня большинство эксплуатируемых месторождений находится на стадии «падающей» добычи. Однако стоит отметить, что из 600 месторождений в эксплуатации находятся только 253. Потенциал Западной Сибири огромен и по-прежнему не до конца изучен. Причём перспективными считаются не только северные территории.
Конечно, юг Тюменской области не располагает такими запасами, как северные округа, но определённый интерес к его недрам у инвесторов и специалистов присутствует. Начало освоению южных территорий положил в начале девяностых «ЗапСибГеолком», который объединил всех тогдашних недропользователей района: «Новосибирскгеологию», «Тюменнедра», «СИНКО» и «Тюменнефтегаз». Они владели лицензиями на центральные и восточные участки Увата. К тому времени уже были открыты Кальчинское, Северо-Кальчинское и Северо-Демьянское месторождения. Спустя некоторое время указанные предприятия совместно с администрацией области создали компанию «Уватнефть». В 1999 г. в Уватский проект пришёл новый игрок: здесь активизировалась Тюменская нефтяная компания. За короткий срок она установила контроль над «Тюменнефтегазом», вернула ему лицензию на Кальчинское месторождение.
Нефть Увата геологи нашли ещё в 1970-х годах, но подступиться к её разработке тогда не решились из-за сложного геологического строения нефтеносных пород, большой глубины их залегания и полного отсутствия какой-либо инфраструктуры.
Активная работа здесь началась в 2004 году с изучения геологических моделей Урненского и Усть-Тегусского месторождений. Ключом к проекту стала трёхмерная сейсмика – именно она в сочетании с современными технологиями обработки и интерпретацией данных позволила понять сложную структуру коллектора и определить оптимальные места закладки скважин.
На базе полученных данных был создан план разработки месторождения, и уже в 2006 году для Увата наступил принципиально новый этап – началась разработка Усть-Тегусского и Урненского месторождений (до этого добыча велась только на одном участке в западной части Увата – Кальчинском, в 2008 году она составила 1,2 млн. т нефти).
Сегодня в Уватской группе месторождений 16 лицензионных участков. Базовая оценка извлекаемых запасов месторождений Уватского проекта составляет 200-250 млн. тонн, в том числе 67 млн. тонн извлекаемых запасов Урненского и Усть-Тегусского месторождений, которые введены в разработку в 2009 году. На этих месторождениях планируется добывать порядка 1,5 млн. тонн нефти в год. После запуска их в промышленную разработку производство углеводородов на Увате может вырасти до 3 миллионов тонн в год, а к 2017-2018 годам на уватских месторождениях будет добываться до 10 миллионов тонн нефти в год. Сегодня Уватский проект - самый крупный на юге области, в 2007-2009 годах ТНК-ВР инвестировало в него 64 миллиарда рублей. Разведкой недр на нескольких участках юга области занимается и Сургутнефтегаз.
Как отметил в своём обращении глава самого нефтяного региона страны ХМАО-Югра Александр Филиппенко, кризис практически не затронул объёмы добычи углеводородов в округе. За девять месяцев 2009 года они снизились лишь на 2,6 процента. Более 55 процентов общероссийской нефти добывается в Югре, этот регион - неоспоримый лидер в этой сфере, а в структуре общемировой добычи его доля превышает 7,5 процента, что очень ответственно. При рациональном использовании недр ресурсная база Югры позволит удерживать достигнутые объёмы добычи вплоть до 2030 года.
То, что многое в силах человека, показало легендарное Самотлорское месторождение. В конце прошлого века говорили, что у него нет будущего, однако новые подходы и использование передовых технологий продлили жизнь уникального месторождения на десятилетия. На примере Самотлора можно говорить о том, как сегодня нужно подходить к разработке месторождений. Сегодня нефтяники озабочены тем, как извлечь трудную нефть. За последние два десятилетия апробировано и внедрено немало новых методов увеличения нефтеотдачи пластов. В наше время буровые работы не ограничиваются бурением вертикальных скважин. Сегодня буровые бригады чаще бурят так называемые горизонтальные скважины, с большим углом отхода от точки забуривания. Помимо этого, освоено и успешно используется бурение боковых стволов-ответвлений и бурение многозабойных скважин. По сути при наличии одной точки забуривания на дневной поверхности мы получаем разветвлённую сеть стволов в пласте, чем повышаем охват залегаемых запасов.
Успех нефтедобычи сегодня зависит не только от нефтяников. Власть также должна стимулировать собственников недр открывать новые месторождения и продолжать добычу на тех, которые находятся в завершающей стадии разработки. Глава ХМАО-Югра считает, что, пересмотрев налоговые режимы, многие нерентабельные и низкорентабельные залежи можно реанимировать. Вовлечение в оборот только части простаивающих скважин позволит добывать дополнительно 8-10 миллионов тонн нефти ежегодно.
Одна из главных задач на ближайшие годы - выход на 95-процентную утилизацию попутного газа. Горящие газовые факелы - не только главная экологическая проблема региона, но и проблема разбазаривания ценного ресурса. Пока из 36 миллиардов тонн попутного газа 6 миллиардов тонн сжигается, и это очень много. Наибольших успехов в этой сфере достиг "Сургутнефтегаз", но и другие компании не отстают. Так, "ТНК-ВР" на своих месторождениях до конца года планирует добиться 89-процентной утилизации.
По мнению геологов, альтернативы Западной Сибири в плане добычи нефти нет. До конца столетия Западная Сибирь должна сохранить ведущую роль в добыче нефти и газа, доля региона не опустится ниже 60%. Он останется главной энергетической базой на весь двадцать первый век", - заверил на геологической конференции, проходившей в “СибНАЦе” академик Алексей Конторович, глава Института геологии и геофизики им. Трофимука СО РАН. Но простой нефти уже не будет.
"Если задавать обывательский вопрос, на сколько хватит западно-сибирской нефти, ответ будет прост: на весь двадцать первый век нефти и газа нам хватит. Если задавать этот же вопрос в профессиональном плане, то нужно добавить: при одном условии. Это условие очень хорошо сформулировал Иван Крылов: "А я бы повару иному велел на стенке зарубить, чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить", - поделился мнением академик Алексей Конторович. Он уверен: если страна не будет проводить геолого-разведочные работы в объёмах, превышающих те, что были в 90-е годы, то при всех сказочных богатствах придётся "соскребать по сусекам". Поэтому ключевая задача науки - убедить, а государства - употребить власть и организовать ГРР в таких объёмах, чтоб прирост запасов компенсировал добычу.
Заявления ведущих специалистов в области геологии и разработки обнадёживают. На ближайшую сотню лет нефти хватит. К тому же человеческая мысль не стоит на месте. Каких-то двести лет назад человечество не потребляло нефть совсем. К концу нынешнего века мы будем гораздо меньше зависеть от “чёрного золота”, а значит, прощание с ним, скорее всего, пройдёрт безболезненно для людей двадцать второго столетия. А значит, не стоит забивать себе голову страхами об истощении нефтяных ресурсов в ближайшее десятилетие.