Медиакарта
16:37 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«…Похлопочи, друже, за Тобольский музей»

«…Похлопочи, друже, за Тобольский музей»
13:51 | 16 декабря 2011

Эта фраза процитирована из письма художника В.М.Максимова, которого И.Е.Репин называл «кремнем передвижничества», молодому художнику-передвижнику С.В.Иванову. В нём автор широко известной картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» сообщал 2 марта 1900 года о том, что «сегодня утром был у меня приезжий из Тобольска человек, радеющий делу художественного просвещения Сибири».

Этим «человеком» был губернский агроном, Член Государственной Думы Н.Л.Скалозубов. А письмо я получил по запросу из отдела рукописей Третьяковской галереи около сорока лет назад.

Примерно в то же время В.И.Корытова, заведующая научной библиотекой Тобольского музея-заповедника, зная круг моих интересов, прислала мне школьную тетрадь, заполненную перечнем писем Скалозубова своим адресатам и ответов ему.

Тетрадь открывалась письмом художника С.Иванова и Скалозубова.

«Милостивый Государь, Николай Лукич! Жена моя уже сообщала Вам подробности о моей картине «В лесу», - сказано в письме. И далее автор указал, что картина выставлялась в России на передвижных выставках, а за границей была в Праге, что писал он её, никак не придерживаясь к какому-либо событию. И там же: «Почему я стал писать и взял этот сюжет? Право, не знаю, может быть, на это было влияние то, что перед этим мне пришлось побывать в различных захолустьях Вятской губернии, видеть инородцев и их мольбище».

Более подробно обо всём и художественных особенностях полотна мной было написано в статье под заголовком «История одной картины» в газете «Тюменский комсомолец» за 14 июня 1972 года, а затем в журнале «Сибирское богатство» №8, 2007.

Что означает вышеприведённая переписка - сказано в тетради В.Корытовой, а потом я разыскал и печатные материалы.

«В воскресенье, 27 мая, Тобольским губернским музеем была открыта в помещении Народной Аудитории первая в Тобольске выставка картин. Поводом для устройства выставки послужило получение в дар картины художника С.В.Иванова «В лесу. (Памяти Стефана Пермского и других просветителей инородцев)».

«…Устройство выставки было поручено комитетом особой комиссии, избранной 17 мая, - сказано в «Ежегоднике Тобольского губернского музея за 1901 год».

«Выставлено было всего 161 художественное произведение, принадлежащее как музею, так и частным лицам, любезно предоставившим их для обзора публикой. В числе выставленных произведений было: 46 исполненных масляными красками, в том числе и картина «В лесу», 12 акварелей и пастелей, 2 работы карандашом, 39 гравюр, 15 фотографий с картины художника акад. В.М. Максимова и 37 разных других художественных произведений. Выставку посетило свыше 600 человек. Плата за вход была установлена в первый день по 30 копеек, а в остальные дни по 10 копеек».

Картина на авансцене

Гравюры, рисунки, гипсовые слепки и другие работы, в том числе ученические, были присланы на выставку из Академии художеств, Центрального училища технического рисования барона Штиглица, Императорского общества поощрения художеств, Строгановского училища рисования.

В экспозиции, конечно, самой заметной была картина С.Иванова «В лесу», изображающая жертвоприношение, – она была помещена на авансцене. Ей в то время было дано такое описание: «выделяется энергическая фигура миссионера с крестом в руке, в епитрахили, лаптях и схиме на голове; прямо против него - фигура, очевидно, шамана в белой шкуре, тут же рядом фигура шамана, уставшего от пляски, с брошенным на землю бубном…»

При проведении моления и принесения жертвы соблюдался разработанный ритуал. Лица, выбранные старшими в деревнях, сгоняли людей на мольбище прутьями деревьев. Бычка, предназначенного для принесения жертвы, три раза обмывали. Затем валили его на землю и связывали ноги, перерезали горло. Кровь собирали в большую деревянную чашу и лили на костер три раза, приговаривая «Любимый (нами) Великий Бог! Возьми своею рукою наше приношение, дай нам здоровья…»

Замечательные имена

С.В.Иванов (1864-1910) закончил Петербургскую Академию художеств, и вся картина исполнена в академической манере. Композиции строятся на столкновении взглядов главных персонажей, что можно видеть в картинах Максимова, Сурикова и других художников. Над картиной художник работал долго. Натурщиков–зырян он одевал в специальную белую одежду с красным орнаментом, сшитую по его эскизам.

В дальнейшем тематика и манера письма художника меняются. Он более известен широкому кругу людей по картине «Смерть переселенца».

На вернисаже, несомненно представляли интерес пейзажи А.А.Бенуа, изображающие «Северный Ледовитый океан» и «Киргизскую степь», какими они были около 200 млн. лет назад.

Картины поступили с Всероссийской Нижегородской выставки 1896 года, где украшали Сибирский павильон. Почётно было впервые показать свои работы на выставке местным художникам, как любителям, так и профессионалам. Экспонировались акварели М.С.Знаменского «Могилы остяков и заручейная церковь в Берёзове», «Островок Хе в долине Оби», «Портрет Ермака» и другие.

И.А.Калганов, более известный, как и Знаменский, по карикатурам на местных чиновников, представил рисунок церкви в селе Шухруповском Туринского уезда. Козлов - художник-сибиряк - исполнил портрет протоиерея Филицина, Н.П.Бутенко показал «Первое жилище в Тарских урманах». Картину «Битва Ермака с татарами» пожертвовал музею С.Н.Мамаев.

В обзоре выставки в «Сибирском листке» заметна характеристика творчества тобольского художника П.И.Львова: «Декаденты также имеют своего представителя в лице местного художника П.И.Львова, выставившего целый ряд своих собственных портретов и несколько этюдов, которые, может быть, и могут нравиться, но только поклонникам импрессионизма».

Молодой художник писал портреты и пейзажи пуантелистически. Как-то Чукомин заметил ему осуждающе, что пробовал писать точками с разложением цветов, а получилось мёртвое подражание. И, как бы уступая Львову, сказал, что хорошо бы достижения французов взять, самим собой остаться да ещё и вперёд двинуться.

«Я ведь тоже не для подражания, а для понимания делаю». Затем Пётр Иванович закончил Академию художеств и стал видным художником-графиком и педагогом, живя в Ленинграде. В многотомной «Истории русского искусства» (т.XI, с.492) нам сказано «Оказали своё влияние на формирование нового поколения графиков и некоторые другие мастера 20-х - начала 30-х годов, работавшие с молодёжью в художественной школе. Это мастер городского пейзажа П.Львов».

Я знаком с его родственниками, живущими в Москве. Они присылали мне пригласительный билет на выставку, посвящённую 100-летию со дня рождения П.И.Львова. Сейчас сожалею, что не поехал.

Привлекательная и полезная

Выставка, потребовавшая больших хлопот, получилась грандиозной, разнообразной и прекрасной. В частных собраниях тоболяков имелись подлинные произведения известных и менее известных русских художников Айвазовского, Киселёва, Клевера, Ландзеня, Маковского, Саврасова, Сверчкова, Суворова, Грекова, Максимова. Были на выставке и копии с картин, фотографии известных произведений. Удовольствие от признания их причастными к выставке получили и тобольские художники-любители. Они и владельцы картин были названы в продаваемом на выставке каталоге.

«…Устройство выставки было поручено комитетом особой комиссии, избранной 17 мая, в состав которой вошли А.В.Арефьев, И.И.Корнилов, А.В.Скалозубова, И.К.Себастиани, А.И.Сумский и другие приглашённые ею лица», - сказано в названном выше Ежегоднике музея.

Говоря об успехе Н.Л.Скалозубова в этом деле, надо упомянуть и об одном очень важном обстоятельстве. Во времена расцвета творчества художников-передвижников, главным содержанием картин которых была жизнь крестьянства, среди русской интеллигенции родилось движение «Хождение в народ» с целью его просвещения. В Сибирь отправилась и дочь художника Василия Максимовича Максимова (1844-1911) Ариадна. Сибирь, Тобольск ей понравились, а ещё больше - молодой энергичный Николай Сколозубов (1862-1915). И она стала его женой.

Опираясь на поддержку авторитетного тестя, Николай Лукич организацией выставки мечтал добиться в последующем большего – создать в Тобольске Сибирский музей изобразительных искусств, чтобы за городом ещё больше закрепился имидж культурного и духовного центра. А потому в 1896 году Тобольским музеем составлен был проект создания при нём Сибирского художественного музея. «…Распорядительным комитетом во многих столичных газетах было напечатано воззвание к русским художникам вообще и художникам сибирским в частности о содействии этому начинанию…»

На обеде, устроенным художниками-передвижниками, первым на это обращение и откликнулся В.Иванов, он пожертвовал музею картину «В лесу».

Такой музей в Тобольске трижды торжественно открывался и втихаря закрывался. Деловое сотрудничество у меня, первого искусствоведа, началось в 1966-м и продолжалось многие годы. Я делал много выставок в музее, в том числе в 1974 году - экспозицию П.П.Чукомина, создателя Музея изящных искусств.

12 августа этого года я встречался с новым директором и внёс предложение организовать смотр того, что было в 1901 году, в Музее изящных искусств - и современных художников Тобольска. Поводы были, есть, и не один. Я даже предлагал свои услуги по организации выставки. Может быть, идея созреет в предстоящем юбилейном году.

Автор: Александр Валов