Одна из самых сложных и ответственных профессий – профессия воспитателя. Нужно найти подход к каждому малышу, помочь раскрыться и узнать окружающий мир, научить дружбе, доброте и многому другому. О трудностях и радостях этой профессии мы побеседовали с педагогом-наставником детского сада №146, воспитателем высшей категории и Почетным работником образования Ларисой Новиковой.
– Лариса Николаевна, работа воспитателя – непростая. Почему Вы ее выбрали?
– Очень хотела работать с детьми. У меня всегда было такое желание, а окончательно я определилась, будучи в школе. Два года проучилась на факультете учителя в Челябинске, а затем поступила в педагогический колледж. Так получилось, что вся семья у меня – педагоги: муж – тренер по хоккею, младшая сестра – заведующая детским садом. И я себя пробовала в этой должности, но мне больше по душе работа с детьми. Правда, на какой-то период уходила из профессии, главным образом из-за вопроса с заработной платой. Но, проработав три месяца менеджером по управлению персоналом в крупной организации, поняла, что нужно возвращаться в детский сад.
– На Ваш взгляд, каким должен быть хороший воспитатель, какие качества необходимы для этой работы?
– Самое главное – это любить детей, отдавать им свою душу. Иначе работать в этой профессии бессмысленно. Уметь быть на одном уровне с ребенком – быть ему другом и мамой, потому что по-другому он тебя не поймет. Конечно, в этой работе необходимо терпение, а еще – творчество, ведь у творческого педагога и детки творческие. Сейчас мы живем в непростое время, и характеры у всех разные, поэтому часто отношения нужно налаживать даже не с детьми – они итак любят тебя и тянутся к тебе, – а с их родителями.
– Наверное, бывают и трудные моменты?
– Проработав в этой сфере 26 лет, сегодня я знаю об этом все, поэтому особых трудностей не возникает. Бывают некоторые сложности, но за все время моей работы конфликтов не возникало никогда. Мы находим общий язык с родителями наших воспитанников и стараемся создавать такие условия для их детей, чтобы оставляя малыша в садике и уходя на работу, они были спокойны душой. Мы ведем очень много различных занятий и кружков, поэтому дети активно развиваются, и та база знаний, которая закладывается в садике, затем позволяет им поступать в гимназии и лицеи. Иногда родителя думают, что если ребенок умеет читать и писать, значит, он полностью готов к школе, но я считаю, что это не так. Главное – развить у ребенка память, внимание и мышление.
– Вы ведь участвуете в разнообразных конкурсах, проводите мастер-классы?
– Да, в нашем детском саду я провожу мастер-классы по разным видам деятельности, часто по программе «2100», по которой мы работаем. Все педагоги со стажем поддерживают молодых специалистов, которые искренне любят свою профессию, помогают им, направляют их. Насчет участия в конкурсах – тоже правда. Стараюсь участвовать и сама, и с детками в разных мероприятиях: тех, что проводятся в нашем дошкольном учреждении, в городе, в области, в стране. Например, два года назад мы представляли экспериментальный проект – дети выращивали пещеру. К нам приехало более сорока человек со всей области, многие были поражены, потому что даже не представляли, что можно проводить подобную работус ребятами в детском саду.
– Как воспитатель с богатым опытом работы, поддержите тех, кто только собирается прийти в эту профессию.
– Если вы любите детей, если вы творческий человек – сделайте этот шаг. Ведь дети удивляют нас каждый день, они хотят знать абсолютно все, вы многому у них научитесь, как научилась я, узнаете то, о чем никогда даже и не подозревали.