В последние несколько лет муниципальные библиотеки заметно «помолодели»: стали больше отвечать запросам общества и требованиям времени. Но что еще необходимо сделать, чтобы посетителей в библиотеках становилось больше, а книги брали нарасхват?
Как не раз отмечал региональный координатор проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Библиотеки России», депутат Тюменской областной Думы Алексей Салмин, цель партпроекта – помочь сделать библиотеку не только центром выдачи книги, но и многофункциональным культурно-интеллектуальным институтом с эффективными специалистами. В то же время самое главное в библиотеках – это читатели.
Отсюда возникает вопрос поиска наиболее перспективных методов работы муниципальных библиотек с различными группами читателей.
«Думается, родителей, у которых дети дошкольного и школьного возраста, должно заинтересовать такое направление работы библиотек как эдьютеймент. Через игру – к обучению, просвещению и возможности получать правильную, точную информацию. Как вы считаете, способны ли библиотечные центры предложить интеллектуальный досуг?» – обращается Алексей Салмин к тюменцам и жителям области на форуме областной Думы.
Как отметила одна из участниц обсуждения, Ника, эдьютеймент, он же интеллектуальный досуг, он же «учимся играя», был в библиотеках всегда, только в разном количестве, формах и с разными подходами. Правильнее было бы сказать, что интеллектуальный досуг должен развиваться, обновляться, и, конечно же, умело сочетаться с информационными технологиями, которые являются современным помощником в интересной подаче любого материала.
Посетительница форума рассказывает: «В нашей библиотеке проводится много мероприятий самой различной направленности для всех категорий граждан: интеллектуальные игры, познавательные программы, вечера, посвященные памятным и знаменательным датам, презентации книг... Да много чего еще! И библиотечные центры не просто способны предложить интеллектуальный досуг, они его предлагали, предлагают и будут предлагать! Знания должны преподноситься в понятной, простой, но в тоже время оригинальной, креативной и увлекательной форме – такова концепция многих наших детских мероприятий, и это самый верный способ формирования познавательной активности и познавательных способностей детей.
Но очень важно, чтобы сами родители, и, прежде всего, образовательные учреждения, четко осознавали, что в библиотеках есть масса услуг, и реализуются самые разнообразные направления работы, в том числе и эдьютеймент».
Вероника Орлова – еще одна участница беседы – делится своим мнением: «В России существует три модели библиотек: мобильная библиотека или библиотека будущего – это электронная библиотека, ее тексты доступны в цифровом виде в удаленном доступе; библиотека в будущем – это библиотека в своем традиционном виде, с помещениями, с печатными, и с электронными книгами, со множеством дополнительных услуг; площадка культурного взаимодействия, интеллектуальной коммуникации – библиотека, которая приспособлена не только для того, чтобы читать, работать с книгами, но и для многих других видов образовательной и культурно-досуговой деятельности. Я считаю, что в любом случае, наши публичные библиотеки должны вернуться к тому, с чего все начиналось – к возможности пить кофе за рабочим столом, и уже сейчас встречается процесс переоборудования классических читальных залов под некие зоны с диванчиками».
Также Вероника Орлова считает, что библиотеки должны позволять читателям полноценно работать с электронными книгами, поддерживая такие сервисы, представляемые сегодня электронно-библиотечными системами в сфере образования, как цитирование, конспектирование, создание меток на полях. Библиотечная система должна позволять каждому читателю иметь личные папки, объем памяти для хранения интересующего материала и многое другое.
А что думаете вы? Каков образ современной библиотеки? Свои предложения и мысли можете высказать на форуме Тюменской областной Думы по адресу: http://www.duma72.ru/ru/forum/forum9/topic34/.