В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда он прощается с детским садом и начинает готовиться к поступлению в школу. Как подготовиться к этому важному событию?
Поскольку ведущей, основной деятельностью дошкольника является игра, то используйте ее также для развития интереса к обучению. Можно предложить поиграть в школу с детьми, пришедшими в гости, или с любимыми игрушками. Этим вы решаете еще и дидактическую задачу (можете предложить провести урок по изучению букв, закрепить навыки счета и так далее). После этого можно предложить сделать серию творческих работ на тему школы («Я – первоклассник», «1 сентября», «Моя школа»).
Дети любят мечтать и представлять себя в своей будущей профессии, поощряйте эти мечты. Старайтесь рассказывать о специфике выбранного ребенком дела, говорите, какие знания необходимы для этого, на какие предметы в школе следует обратить особое внимание.
Также очень важно, помимо мотивации к обучению, развивать личностную, эмоциональную, коммуникативную сферы ребенка. Если он не готов к принятию новой позиции – положению школьника, имеющего круг обязанностей и прав, если у ребенка недостаточно развита волевая сфера, низкий уровень самоконтроля, если есть неврологические заболевания, логопедические нарушения, которым раньше не уделяли должного внимания, и наконец, если ребенок слишком застенчив, тревожен, плохо сходится со сверстниками, то перечисленные факторы могут также привести к ряду взаимосвязанных проблем.
Поэтому нужно постараться решить вышеперечисленные проблемы (если они есть) до поступления ребенка в школу. Если же этого не удалось сделать заранее, и вы видите, что ребенок не справляется именно из-за эмоциональных, личностных, коммуникативных проблем, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу и учителю.
И наконец, третий компонент психологической готовности ребенка к школе – это его интеллектуальная готовность, она включает в себя:
– дифференцированное восприятие, аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец и т.д.);
– развитую память, способность к логическому запоминанию;
– развитую, связную речь;
– достаточное развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
Чтобы эта сфера не вызвала в будущем проблем в обучении, старайтесь систематически тренировать аналитическое и логическое мышление, память, связную речь и моторику ребенка.
Пусть ежедневные, но не слишком утомительные (продолжительностью не больше 30 минут) занятия войдут у ребенка в привычку.
Не старайтесь охватить все сразу, например, в один день можно позаниматься в прописи, в другой – дать задания по математике, в третий – по русскому языку. Посоветуйтесь, если есть возможность, с будущим учителем или воспитателем, по какой программе лучше выполнять задания по подготовке к школе.
Выполняя систематически задания по интеллектуальной подготовке ребенка к школе, вы тем самым будете подготавливать и его волевую сферу, а также выработаете необходимую привычку к каждодневному интеллектуальному труду, что в свою очередь благоприятно скажется и на мотивационной, и на личностной готовности к обучению.
Главное, старайтесь заниматься с ребенком в хорошем настроении, с положительным настроем на работу, а также оптимистичным взглядом на возникающие трудности. Поддерживайте и вдохновляйте вашего будущего первоклассника каждый день, тогда в школу он будет ходить только с радостью!
На фото: Елена Батищева, педагог-психолог д/с №158 города Тюмени