Как снять напряжение с ребенка, убрать его агрессию?
Справиться с подступающим гневом помогают такие коррекционные упражнения, как «дартс» (из предварительно смятой бумаги), «рвакля» (можно устроить соревнование, выигрывает тот, кто мельче всех изорвет лист бумаги), «мешочек для криков» (затягивающийся мешочек, куда можно кричать громко-громко, а потом затягивать его и оставлять «кричалки» там), «топалки» (ребенок ложится на спину, руки лежат на полу, ноги согнуты в коленях, нужно поочередно изображать, используя то быстрый, то медленный темп, ходьбу разных животных или марш солдат).
Коррекционная сказка для детей, склонных к агрессивному поведению.
Отчего у ежика выросли иголки.
Ты, наверное, не знаешь, что когда-то давным-давно у ежей совсем не было иголок. А были они покрыты серым пушком, к которому легко прилипали небольшие грибы, ягоды и другие ежиные вкусности.
Но однажды в одной дружной семье родился необычный ежик Кактус. На самом деле его звали Катусом, но в Кактуса его переименовали ежики, с которыми он играл и общался. Хотя играл и общался он совсем мало. Дело в том, что он или обижался на ребят и уходил от них, или сам обижал кого-то – толкался, обзывался, дрался. Ему казалось, что все к нему придираются. «Они ведь первые лезут», – так он жаловался взрослым, которые постоянно разнимали потасовки с его участием.
И он уже так привык к этому, что подходя к ребятам, привычно сжимал кулачки, готовясь дать сдачи тому, кто ему что-то скажет, не так посмотрит. Ну а если заденет...
Понятно, что ребята его не любили.
«Как хорошо, что Кактус сегодня не вышел во двор», – такие слова он иногда слышал, прячась от всех в колючих кустах барбариса и отщипывая от него кисленькие продолговатые ягодки. Обидные слова. Они заставляли ежика все больше зарываться в колючие ветки. Взрослые тоже не очень любили его. Конечно, от него столько проблем! Приходится разнимать его с ребятами, утешать обиженных.
И только мама ежика всегда защищала его.
«Он у меня хороший, – говорила она, – вы просто его не знаете».
Но и она не могла помочь сыну.
Так и получилось, что ежик подружился только с кустом барбариса. Только там он чувствовал себя спокойно. Барбарис с его колючками надежно защищал его.
И вот как-то раз он подумал:
«А что если мне самому отрастить иголки – тогда я сам смогу себя защищать, никто не посмеет подойти ко мне».
Когда долго к чему-то стремишься, то обязательно это получаешь. И вот прошло какое-то время, у ежика выросли крепкие колючие иголочки. Гордо растопырив их, он пришел к ребятам.
«Ну-ка принимайте меня играть, – сказал он, – только, чур, я буду главным».
Но ребята, увидев ежика в новом облике, сильно испугались и разбежались по домам.
А на следующий день все тоже приобрели иголки и уже щеголяли в новом наряде. А ежику его иголки пользы никакой не принесли. Все ребята отлично умели пользоваться колючками, но не делали этого – ведь зачем делать другому больно?
«Нет, будет мне все-таки от иголок польза, – решил ежик. – Ведь на них удобнее грибы и ягоды накалывать».
Пошел он в лес, на все свои колючки нанизал припасы и пришел к ребятам. Повернулся к ним вкусной спинкой и весело сказал:
«Угощайтесь!»
Удивились ребята, но уж очень хороши были ежиные припасы.
«А ведь и мы сможем с колючками много принести, – обрадовались они. – Спасибо, ежик, что надоумил нас колючими стать. Пойдем вместе в лес. Скоро праздник. Надо много вкусностей для гостей набрать».
С тех пор понял ежик, как колючки для пользы использовать. А ребята его каждое утро с нетерпением во дворе ждут.
(Хухлаева О.В., Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми / Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. – М. : ФОРУМ, 2013. – 152 с.)