Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Первым источником познания являются именно ощущения.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Задача взрослых – помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине предметов. Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также черный и белый; пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три величины (большая, средняя, маленькая), поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах.
Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию во многом определяется качеством дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий нравятся малышу, а значит – способствуют накоплению сенсорных представлений.
Период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития. Ребенок третьего года жизни работает активнее и плодотворнее: у его уже сформировалось более устойчивое внимание, более совершенной стала координация движений рук. Выкладывая мозаику, малыш не только учитывает различные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук.
Предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляется умение группировать однородные предметы по величине, цвету, форме. Например: «Маша, собери большие красные шары». Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно ребенку третьего года жизни. При этом, допуская отдельные ошибки, он может самостоятельно их исправить, если взрослый задаст вопрос: «Что ты сделал неправильно?» Ориентировка на цвет, форму, величину осуществляется также при составлении картинок из кубиков. Особый интерес представляют для малыша деревянные детали на магнитной основе: размещенная вертикально металлическая доска позволяет создавать разнообразные композиции из элементов разного цвета и формы, «прилипающих» к ней с помощью магнита. Дети этого возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм.
При организации предметно-пространственной развивающей среды нужно учитывать, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять оборудование в игровой комнате. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.
При оформлении детских комнат, размещении в них игрушек и картин важно стремиться к гармоничному сочетанию цвета, формы, величины. Глаз ребенка радуют, например, флажки, размещенные в порядке спектральной последовательности цветовых тонов. Если учесть, что ребенок различает не только цветовые тона, но и оттенки, то в оформлении интерьера целесообразно использовать как яркие, насыщенные, так и пастельные тона.
Если с первых лет жизни развивать сенсорные способности малыша, то будет положительная динамика в развитии. Ребенок, как правило, успешно занимается в художественной школе, преуспевает в спорте, хорошо учится в школе и вузе. Его отличают глубина восприятия окружающего мира и быстрота ориентировки в нем.