Медиакарта
22:20 | 30 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Развиваем речь и мышление в играх

Развиваем речь  и мышление в играх
11:25 | 03 апреля 2014
Источник: Тюменский край

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

Игра – ведущая деятельность в детском возрасте, которая определяет развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание детей. Это также и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. А как мы расстраиваемся, когда наш малыш, имея множество игрушек, не хочет или не умеет играть с ними. Чтобы научить ребенка играть, психологи рекомендуют использовать ряд приемов: поиграть вместе с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я-доктор». Ребенок, наблюдая за мамой, будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия.

Помогают ли игры развитию речи? Конечно. Какие замечательные истории рассказывают малыши, играя! Если вы найдете время, чтобы поиграть с дочкой в куклы, а с сыном в солдатики (бывает и наоборот), то, наблюдая, как ребенок возится с игрушкой, что он ей говорит, вы можете узнать свои выражения, манеру речи, жесты, интонации.

Каждая игрушка должна воспитывать, приносить пользу. Сколько новых названий можно объяснить ребенку, сколько новых знаний, причем в легко усваиваемом виде, можно дать, например, играя с посудой. А как развивают мышление и воображение малыша игры с предметами-заместителями! Родители могут подсказать ребенку, как обычный предмет можно превратить в игрушку, например, из цветка ромашки приготовить кукле яичницу, палочкой сделать укол, измерить температуру, поднос использовать вместо руля, а кубик или брусочек вместо мыла. Современные исследования показали, что оперирование предметами-заместителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы (геометрические фигуры, математические знаки), подготовит к обучению в школе.

У ребенка должны быть разные игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык, и география. Объясняйте ребенку как можно больше понятий. Разнообразие игр, умение с ними оперировать – это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка. Однако, организовывая игры с детьми, надо учитывать возрастные особенности ребенка.

С детьми совсем маленького возраста (1-2 года) родителям необходимо не только придумывать занятия для малышей, но и играть вместе с ними. В какие же игры можно поиграть с детьми этого возраста?

«Потяни за ленточку». Привяжите полоску ткани или ленточку к любимой мягкой игрушке ребенка. Покажите ему, как с помощью ленточки можно поднимать и опускать игрушку и т.п. Можно спрятать игрушку, оставив на виду только конец ленточки, а потом вместе с ребенком эту игрушку искать. Для этой игры лучше выбрать небольшую по размеру игрушку. А ленточки можно подобрать разного цвета. Обязательно называйте игрушки, используемые в игре, с помощью слова или звукоподражания, побуждая малыша повторять за вами слово или звукоподражание, в зависимости от его возможностей.

«Коробочки-корзиночки». Для этой игры необходимо подобрать коробочки разного размера и цвета, выполненные из разного материала. Покажите своему малышу, как эти коробочки могут открываться и закрываться, как вставлять одну в другую, строить башни и пирамидки. Еще можно спрятать в коробочку игрушку малыша. А потом попросить ее найти. Сопровождайте игровые действия речью: «Вот большая коробочка. Мы ее откроем, а потом закроем. А вот маленькая коробочка. Спрячем в коробочку игрушку. Найди ее! Кто спрятался в коробочке?»

Автор: Учитель-дефектолог Светлана Харитонова