Как правило, в 2-3 года у каждого малыша начинается новый этап жизни: он поступает в детский сад, начинает жизнь в обществе. В этот момент очень важно понимать своего малыша и те перемены, которые с ним происходят.
Основное отличие этого периода в том, что ребенок выйдет за пределы домашнего комфорта, где все создано индивидуально для него, и будет самостоятельно приспосабливаться к новым условиям, требованиям, правилам дошкольного учреждения. Следующий момент – ему нужно будет найти контакт со сверстниками, придется решать жизненные задачи без родительской опоры. Такое изменение условий требует адаптации и является стрессом для организма. Кроме того, в этот момент присутствует страх перед новым помещением, новые правила, тревожное ожидание мамы.
Как помочь ребенку? Конечно, опытный педагог создаст благоприятный микроклимат, увлечет игрой, окружит заботой. Но важнее всего для малыша – эмоциональное состояние его родителей. К нему малыш чувствителен даже на большом расстоянии. Настроение родителей, их отношение к детскому саду, уважение к ребенку и вера в его успех составляют базу успешной адаптации в детском саду.
К посещению дошкольного учреждения малыша нужно подготовить. Проходя мимо, загляните вместе за забор, посмотрите, как играют на его территории веселые и довольные дети. Можно поздороваться с ними. Вашему ребенку это понравится. Не тревожьтесь сами, не беспокойтесь заранее. Воспитывайте в себе уверенность, что вашему малышу в садике будет хорошо. Весело и в красках расскажите, как вы сами ходили туда.
Постарайтесь максимально приблизить домашний режим к режиму группы детского сада, в которую будет ходить ваше чадо. Познакомьтесь с меню и введите в рацион малыша новые для него блюда. Научите его простейшим навыкам самообслуживания, если он еще этого не умеет: умываться, вытирать руки, проситься на горшок, самостоятельно кушать, пользуясь ложкой.
Пусть ваш ребенок привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходит вместе с вами в гости к товарищам, остается ночевать у бабушки, гуляет по городу. Имея такой опыт, малыш не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
Прислушайтесь к рекомендациям сотрудников детского сада по подготовке и адаптации. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком садика у вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели должны быть ограничены 3-4 часами его пребывания в группе. Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели «выходной день» для малыша. Дома старайтесь уделить достаточно внимания общению и совместным играм.
Секретом спокойствия ребенка в детском саду является спокойствие родителей. Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств ваш малыш может плакать при расставании. Не надо переоценивать негативные переживания ребенка. Замечено, что даже те дети, которые буквально умоляют родителей не оставлять их в саду, через несколько минут после их ухода успокаиваются и играют с товарищами. Если же ребенок почувствует, что своими протестами ему удалось вызвать у мамы или папы сомнения или даже ощущение вины, то он с удвоенным упорством будет воздействовать на них всеми доступными средствами. Хорошо, если на первых порах малыша в садик будет водить отец. Папы, как правило, более спокойно относятся к эмоциональным реакциям детей.
Обязательно скажите малышу, что вы придете, и обозначьте – когда (после прогулки, после обеда, после того, как он поспит и покушает). Ребенку легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту.