Часто родители жалуются на появление у своих чад не самых лучших привычек: ребенок грызет ногти, ручки, постоянно теребит края одежды, волосы, ковыряет в носу. Такое поведение переходит в болезненное, навязчивое состояние. Так что же такое детский невроз и что вызывает подобное поведение?
Невроз – это обратимое, (то есть то, что поддается коррекции) эмоциональное расстройство без искажения процессов восприятия и мышления. Как правило, провоцирует это расстройство и все вытекающие из него вредные привычки высокий уровень тревожности: состояние длительного напряжения, ожидание, страх перед реальными и мнимыми неудачами. Если же человек длительно пребывает в этом состоянии, тогда тревога парализует всякую активность, ведет к снижению работоспособности, влияет на настроение и самочувствие. Наш организм и психика устроены таким образом, что на всякую проблему самостоятельно пытаются найти решение и в этом случае вредные привычки являются временным вариантом решения, способом самоуспокоения и защиты от напряжения. Спровоцировать развитие невротических проявлений может любая психотравмирующая ситуация.
Рассмотрим основные причины развития детских неврозов.
-
Нарушенные детско-родительские отношения. Это может быть авторитарный стиль воспитания, гиперопека, завышенные требования к ребенку, когда количество запретов превышает дозволенное, а также частое сравнение с другими детьми. Или же противоположный вариант – гипоопека, воспитание по принципу попустительства, игнорирования реальных нужд и потребностей ребенка, особенно в эмоциональном плане. Маленький человек растет без четких границ и каких-то нравственных установок. Причем в некоторых случаях родители искренне убеждены, что полная свобода – это лучший способ вырастить самостоятельную личность. На практике чаще всего происходит иначе: ребенок чувствует себя брошенным, ненужным, напряжение в нем растет, и своими невротическими реакциями он подсознательно просит родительского внимания. В первую группу входят также и конфликты в семье, ссоры между супругами, близкими родственниками, разногласия по поводу воспитания и, как следствие, отсутствие единых требований к ребенку. Навязчивая привычка может стать для мальчика или девочки также и способом двигательной разрядки в ответ на частые замечания, одергивания, и усиливаться при задержке, когда родитель шлепает по руке грызущего ногти ребенка, пытается его пристыдить, а иногда и высмеять. Поэтому важно не фиксировать внимание на таком действии, а тактично отвлекать.
-
Наследственный фактор (неустойчивый тип нервной системы одного из родителей), неврологические проблемы (поражение ЦНС в внутриутробный и перинатальный период, ММД, внутричерепное давление, вегетососудистая дистония и т.д.). В этом случае, помимо педагогической, обязательна медикаментозная коррекция и наблюдение ребенка специалистом.
-
Черезмерная перегруженность различными занятиями и развивающими кружками, ранняя гиперсоциалицая ребенка, особенно когда не учитываются его индивидуальные особенности, (тип нервной системы), так называемое «ускоренное развитие», также может послужить почвой для развития детской нервности.
-
Агрессия ребенка как симптом высокого уровня тревожности, напряжения, она может быть сопутствующим фактором навязчивых привычек. Особенно ярко она может проявляться в ответ на слишком жесткие требования, запрет на агрессивное поведение, когда напряжение остается, и ребенок находит во вредной привычке способ выразить его (грызение ногтей как вид аутоагрессии). В этом случае нужно помочь ребенку избавиться от накопившегося напряжения социально приемлемым способом: занятия спортом, творчеством, своевременное переключение внимания от навязчивого действия на что-то другое.
-
Заниженная самооценка, постоянный страх неудачи. В этом случае полезно с ребенком проигрывать, прорисовывать волнующие его ситуации давая в это время пережить состояние успеха, почувствовать себя героем. Стараться создавать «ситуации успеха» для вашего чада.