Медиакарта
14:26 | 20 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

О чем говорят вредные привычки?

О чем говорят вредные привычки?
11:15 | 05 июня 2014
Источник: Тюменский край

Часто родители жалуются на появление у своих чад не самых лучших привычек: ребенок грызет ногти, ручки, постоянно теребит края одежды, волосы, ковыряет в носу. Такое поведение переходит в болезненное, навязчивое состояние. Так что же такое детский невроз и что вызывает подобное поведение?

Невроз – это обратимое, (то есть то, что поддается коррекции) эмоциональное расстройство без искажения процессов восприятия и мышления. Как правило, провоцирует это расстройство и все вытекающие из него вредные привычки высокий уровень тревожности: состояние длительного напряжения, ожидание, страх перед реальными и мнимыми неудачами. Если же человек длительно пребывает в этом состоянии, тогда тревога парализует всякую активность, ведет к снижению работоспособности, влияет на настроение и самочувствие. Наш организм и психика устроены таким образом, что на всякую проблему самостоятельно пытаются найти решение и в этом случае вредные привычки являются временным вариантом решения, способом самоуспокоения и защиты от напряжения. Спровоцировать развитие невротических проявлений может любая психотравмирующая ситуация.

Рассмотрим основные причины развития детских неврозов.

  1. Нарушенные детско-родительские отношения. Это может быть авторитарный стиль воспитания, гиперопека, завышенные требования к ребенку, когда количество запретов превышает дозволенное, а также частое сравнение с другими детьми. Или же противоположный вариант – гипоопека, воспитание по принципу попустительства, игнорирования реальных нужд и потребностей ребенка, особенно в эмоциональном плане. Маленький человек растет без четких границ и каких-то нравственных установок. Причем в некоторых случаях родители искренне убеждены, что полная свобода – это лучший способ вырастить самостоятельную личность. На практике чаще всего происходит иначе: ребенок чувствует себя брошенным, ненужным, напряжение в нем растет, и своими невротическими реакциями он подсознательно просит родительского внимания. В первую группу входят также и конфликты в семье, ссоры между супругами, близкими родственниками, разногласия по поводу воспитания и, как следствие, отсутствие единых требований к ребенку. Навязчивая привычка может стать для мальчика или девочки также и способом двигательной разрядки в ответ на частые замечания, одергивания, и усиливаться при задержке, когда родитель шлепает по руке грызущего ногти ребенка, пытается его пристыдить, а иногда и высмеять. Поэтому важно не фиксировать внимание на таком действии, а тактично отвлекать.

  2. Наследственный фактор (неустойчивый тип нервной системы одного из родителей), неврологические проблемы (поражение ЦНС в внутриутробный и перинатальный период, ММД, внутричерепное давление, вегетососудистая дистония и т.д.). В этом случае, помимо педагогической, обязательна медикаментозная коррекция и наблюдение ребенка специалистом.

  3. Черезмерная перегруженность различными занятиями и развивающими кружками, ранняя гиперсоциалицая ребенка, особенно когда не учитываются его индивидуальные особенности, (тип нервной системы), так называемое «ускоренное развитие», также может послужить почвой для развития детской нервности.

  4. Агрессия ребенка как симптом высокого уровня тревожности, напряжения, она может быть сопутствующим фактором навязчивых привычек. Особенно ярко она может проявляться в ответ на слишком жесткие требования, запрет на агрессивное поведение, когда напряжение остается, и ребенок находит во вредной привычке способ выразить его (грызение ногтей как вид аутоагрессии). В этом случае нужно помочь ребенку избавиться от накопившегося напряжения социально приемлемым способом: занятия спортом, творчеством, своевременное переключение внимания от навязчивого действия на что-то другое.

  5. Заниженная самооценка, постоянный страх неудачи. В этом случае полезно с ребенком проигрывать, прорисовывать волнующие его ситуации давая в это время пережить состояние успеха, почувствовать себя героем. Стараться создавать «ситуации успеха» для вашего чада.

Автор: Педагог-психолог д/с №158 города Тюмени Елена Батищева