Совсем немного осталось до нового учебного года, и в тюменских образовательных учреждениях вновь, уже в пятый раз, стартует проект «Здоровая школа». Подробнее о нем мы попросили рассказать главного педиатра города Тюмени Надежду Казакевич.
– Надежда Владимировна, как и для чего был задуман этот проект?
– Система предупреждения, профилактики заболеваний существовала и будет существовать всегда. И для того чтобы ее реализовать, необходимы время, силы, средства, а самое главное – заинтересованность всех сторон. Поэтому главная цель проекта – это формирование у школьников доминанты здорового образа жизни, понимания, что такое здоровье, и то, что оно находится в руках самого человека с момента, как он становится личностью.
Несколько лет назад после проведения анализа заболеваемости, распространенности тех или иных проблем у школьников, департаменты здравоохранения, образования, по спорту и молодежной политике с Тюменской государственной медицинской академией, то есть администрация города и тюменские ученые совместно приняли решение – реализовать этот проект, чтобы донести знания о собственном здоровье до детей, родителей, преподавателей, медработников школ, участковых врачей и врачей специализированных клиник. То есть объединить нас всех в одну команду и попробовать заложить у детей доминанту здорового образа жизни, начиная с первого дня обучения в школе. Ведь детский ум более подвижен и пластичен, и знания они усваивают значительно легче, чем взрослые.
Проект «Здоровая школа» реализуется в течение всего учебного года, и его этапы связаны с самыми распространенными проблемами состояния здоровья детей. В этом году в нем будут участвовать ученики первых, вторых, третьих и отчасти четвертых классов.
– Расскажите, пожалуйста, какие проблемы здоровья школьников стремится профилактировать «Здоровая школа»?
– Первая проблема – это вирусные инфекции, они занимали и продолжают занимать лидирующую позицию среди всех заболеваний у детей. На втором месте – гиподинамия, и, чтобы решить ее, надо прививать любовь к движению с измальства. Третья позиция – болезни, связанные с нерациональным питанием. Это не только кариес и заболевания желудочно-кишечного тракта, но также дефицит и избыток массы тела. И, конечно, в связи со все большим распространением разнообразных гаджетов одной из самых часто регистрируемых патологий становится патология органов зрения. Поэтому мы реализуем четыре этапа проекта, у каждого из которых свое наполнение.
– В какой форме это происходит?
– Каждый из этапов-блоков мы наполняем различными мероприятиями, чтобы достичь главной цели проекта – формирования единой команды, которая комплексно работает над сохранением здоровья детей. Соответствующая тема актуализируется ежедневно – проводятся различные конкурсы – «Лучшая физкультминутка», «Лучший школьный повар», «Необычный завтрак» и многие другие. Дети вместе с родителями и преподавателями делают санбюллетени, проводятся классные часы, необычные уроки с известными людьми, поездки на тренировки к знаменитым спортсменам и командам и другие мероприятия.
– Можно ли уже говорить о результатах реализации проекта?
– Три года – небольшой срок, чтобы говорить о статистических данных, но, тем не менее, мы можем констатировать, что темпы роста заболеваемости органов зрения, например, стабилизировались. То есть дети, если это необходимо для учебы, проводят время за компьютером, но уже понимают, что такое занятие не всегда полезно для их зрения. Именно этого мы и добиваемся. Кроме того, большинство ребят сегодня уже знают, чем вреден фаст-фуд и насколько важно правильное питание. Несколько уменьшилось количество заболеваний, связанных с патологией желудочно-кишечного тракта у школьников, повышается приверженность вакцинации, стабилизировалась проблема ухудшения осанки. Это огромное достижение, это значит, что мы действительно начинаем работать одной большой командой – школьники, их родители, педагоги, врачи, ученые и администрация города.