Медиакарта
21:30 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

На страже здоровья первоклассника

На страже здоровья первоклассника
17:41 | 04 сентября 2014
Источник: Тюменский край

С началом учебного года первоклассник попадает в непривычную для себя среду: ему нужно стать частью нового коллектива, наладить контакт с учителями и научиться дисциплине. Как сделать так, чтобы адаптация к школе прошла без потери здоровья? С этим вопросом мы обратились к заведующей отделением организации медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях Детской городской поликлиники №1 города Тюмени Светлане Горских.

– Как же родителям помочь первоклашке поскорее привыкнуть к новым условиям?

– Прежде всего, нужно составить режим дня. Ночной сон ребенка должен составлять не менее 10 часов, отход ко сну – не позднее 22 часов.

Большое внимание следует уделять питанию, и завтраку в частности. В первые часы дня детский организм расходует очень большое количество энергии. Поэтому и первый прием пищи должен составлять около 25-30% дневного рациона. Это могут быть крупяные, яичные, молочные блюда.

После окончания занятий нужно дать ребенку отдых – 1,5-2 часа, желательно, чтобы в это время школьник поспал или просто полежал. Для выполнения домашнего задания лучше всего выделить время с 16:00 до 18:00, когда у нас идет второй пик работоспособности организма. На домашнее задание у первоклассника должно уходить не больше часа. У ученика второго класса – 1,5 часа, третьего – два часа.

– Стоит ли сразу отдавать первоклассников в спортивную секцию или музыкальную школу?

– Если есть возможность, не перегружайте первоклашек группой продленного дня – детям еще тяжело справиться с новыми условиями, они очень быстро переутомляются, переутомляется нервная система. Могут возникнуть нарушения сна, аппетита, болезни. По этой же причине не стоит одновременно с началом школьных занятий отдавать первоклассника в секцию или кружок. Лучше сделать это за год до школы, либо через 3-4 месяца после начала занятий, чтобы дать ему время адаптироваться.

– Какую роль в сохранении здоровья играет двигательная активность?

– Костно-мышечная система у младших школьников еще недостаточно крепкая, мышечный корсет не может удерживать позвоночный столб – идут большие статические нагрузки, потому что ребенок стал больше сидеть, меньше двигаться. Поэтому нам нужно помочь организму.

Включите в режим дня утреннюю гимнастику. После выполнения домашней работы обязательно устраивайте ребенку активный отдых, подвижные игры, лучше всего – на свежем воздухе. Ни в коем случае не позволяйте заменять подвижный отдых на сидение за компьютером или просмотр телевизора! Зрительный анализатор у учеников начальных классов еще не сформирован, поэтому в день на такие занятия можно отводить не больше часа, при этом через каждые 30 минут нужно делать перерыв и специальную гимнастику для глаз – зажмуривание, повороты глазами влево-вправо, круговые движения.

– Насколько важна эмоциональная поддержка?

– Ребенок должен чувствовать себя нужным и любимым в любое время, но в период начала школьных занятий это особенно важно. Поэтому не скупитесь на ласку, похвалу, одобрение: «ты у меня самый хороший», «я бы не смогла так сделать», «только ты мне можешь помочь в этом» и так далее. Ваши сын или дочка должны ощущать, что для вас они – самые лучшие, чтобы не формировался комплекс низкой самооценки. Если малыш чувствует себя неуверенно, процесс адаптации к новым условиям может затянуться.

Важно не перегружать ребенка делами, не требовать от него отличной успеваемости, выдающихся успехов. Все это может привести к тому, что детский организм просто не выдержит нагрузки, и произойдет срыв, то есть школьник заболеет.

В то же время если родители обеспечат своему сыну или дочке правильное, сбалансированное по жирам, белкам и углеводам питание, полноценный сон, регулярную физическую активность и эмоциональную поддержу, адаптация к новым условиям пройдет быстрее и легче.

Автор: Ольга Русакович