Не хлебом единым жив человек – эту истину всегда отстаивал директор тобольского пассажирского автотранспортного предприятия Сергей Кугаевский. Этим принципом руководствуется и его команда, сохраняя на предприятии полный социальный пакет, внедряя в него дополнительные позиции. О том, как ПАТП умудряется в условиях рыночной экономики оставаться предприятием «с человеческим лицом», рассказывает его руководитель.
– Начнем, все-таки, с «хлеба». Над стратегией развития предприятия работал не я один. Любой успех достигается в ходе коллективной работы. Прежде чем принять решение, мы обсуждаем целесообразность и практическую значимость каждого нового начинания.
К примеру, среди пассажирских предприятий области, при самой высокой средней заработной плате, затраты на ремонт подвижного состава у нас самые низкие. Кроме того мы ввели еще один показатель по автобусам: чем меньше тратится на ремонт автобуса, тем выше материальное стимулирование водителя. Когда эта система внедрялась, были скептики, которые утверждали, что она «не выстрелит», но практика показала, кто был прав.
Еще одно нововведение, которым я, как руководитель, не могу не гордиться, хотя на его реализацию потребовалось два года – это материальное стимулирование водителей и кондукторов по рейтингу. В критерии оценки труда водителя входит: соблюдение регулярности движения и количество отработанных часов, кондуктора – доходы.
– Сегодня перевозка пассажиров выходит на принципиально новый уровень. Вам удается соответствовать вызовам времени?
– На первом месте в списке приоритетов – обновление парка автобусов. Мы заняли лидирующую позицию в междугородных перевозках еще десять лет назад. Тогда предприятие первым в регионе с «ПАЗиков» и «Икарусов» перешло на корейские «Хундаи». Сегодня многие подтянулись до нашего уровня, что опять же подтолкнуло нас к действию – приобретению автобуса европейской марки.
Первой ласточкой стал автобус «Скания», осуществляющий перевозки пассажиров по маршруту «Тобольск – Тюмень – Курган». Открою секрет: в случае положительного результата эксперимента у меня есть бизнес-наметки по переводу всего подвижного состава, занятого на дальних перевозках, на автобусы европейского уровня. В этой связи, на прошлой неделе я провел переговоры по поводу приобретения еще одного автобуса аналогичного класса – МАНа.
Сегодня парк, действительно, обновляется. Судите сами, средний возраст техники, благодаря нашим усилиям, снизился с 12 до 7,5 лет. Переломным стал для предприятия 2012 год, когда благодаря областной администрации мы приобрели 30 новых автобусов.
Когда вкладывали средства, не думали, что получим не один, а несколько положительных эффектов. Во-первых, уменьшение среднего возраста водителей с 44,5 до 44,3 лет. Во-вторых, экономия на ремонте. Если, до появления новых автобусов мы тратили 85% заработанных средств на ремонт, и только 15% оставалось на приобретение нового состава. Сейчас у нас за счет экономии на ремонте на обновление остается уже 40%.
Конечно, это не предел, конечно, я мечтаю о совершенно других цифрах: 70% тратить на приобретение новых автобусов и только 30 – на ремонт. И я верю, что все задуманное осуществится.
– Общеизвестный факт: успех предприятия зависит не только от руководителя, но и от всего коллектива целом…
–Да, это, действительно, так. Формула успеха нашего предприятия складывается из ежедневно серьезной работы каждого сотрудника. От руководителя до слесаря, от водителя до кондуктора, каждого на своем рабочем месте. Многое зависит также от микроклимата в коллективе. От готовности оказать помощь друг другу в сложной ситуации. Поэтому работникам мы стремимся уделять должное внимание и заботу, поздравляем с днем рождения, с созданием семьи, появлением ребенка. Выделяем материальную помощь в трудной жизненной ситуации.