Арт-терапия сегодня одинаково востребована в школьных, дошкольных, профессиональных и даже медицинских учреждениях. Зачастую эта актуальность обусловлена не столько желанием проявлять творческую активность, сколько получением некоего освобождения, исцеления через искусство.
Эдит Крамер, известный педагог и арт-терапевт, писала: «Сегодня невозможно самостоятельно формировать окружающую человека обстановку. Я считаю, что именно этот дефицит породил скрытый голод, ощущение пустоты и страх потери идентичности, и это, в свою очередь, привело к тому, что люди стремятся приблизиться к искусству, приобрести творческий опыт там, где это возможно. Материнская забота и врачевание – эти качества и несет в себе арт-терапия».
Печально известная история о маленьких узниках Терезина этому яркий пример. Известная австрийская художница и педагог Фридл Дикер оказалась в концлагере. Там в жесточайших условиях, среди удушающего страха, повседневной жестокости, она занималась рисованием с детьми концлагеря, до последнего дня своей жизни помогая им через искусство примириться с неизбежной реальностью смерти. Работы, оставшиеся после терезинских детей, поражают своей витальностью, ощущением свободы, жизнестойкости и свидетельствуют о душевном здоровье. Рисунки этих детей подтверждают тот факт, что творчество сохраняет и поддерживает способность к развитию даже в самых тяжелых обстоятельствах.
Флоренс Кейн одна из первых разработала эффективные приемы преодоления зажатости и стереотипного мышления. Она строила свои занятия так, чтобы детям не нужно было ничего планировать и придумывать заранее, что способствовало снятию психологической блокады. Именно она является автором известного и часто применяемого упражнения каракули.
Упражнение «Каракули»
На первом этапе ребенку предлагается нарисовать, то, что ему захочется, реальный или абстрактный предмет в воздухе. При этом в «рисовании» может участвовать все тело, не только руки, но и ноги, голова, туловище. Таким образом достигается состояние определенной свободы, развивается кинестетическое воображение. После можно предложить «нарисовать» пальцем или всей ладонью то, что получилось, на спине своего соседа. Это помогает развивать тактильную чувствительность, эмпатию, снимает напряжение и эмоциональные барьеры.
Затем предлагается рисовать каракули на большом листе бумаге с закрытыми глазами. При этом важно следить за дыханием: оно должно быть спокойным, ровным и глубоким. Получившиеся каракули ребенок рассматривает со всех сторон, переворачивая лист до тех пор, пока не увидит в них реальные предметы и образы. После этого стираются все лишние линии и увиденный образ доводится до завершения. Довести образ до конца очень важно, так как то, что не обрело форму, деморализует, питает страхи и не способствует чувству освобождения, которое является одним из ключевых в арт-терапии.
Очень важно также учить детей распознавать и различать свое эмоциональное состояние. Для этого можно предложить выбрать цвет своего настроения, нарисовать, на что оно похоже, или же, когда ребенок обижен или злится, слепить это чувство в виде какого-то образа.
Таким образом, выполняя с ребенком эти незамысловатые упражнения, вы сможете не только сблизиться с ним, но и помочь ему отреагировать подавленные чувства, внутренние конфликты, развить чувство рефлексии и способствовать укреплению его внутренних ресурсов.