С 22 июня по 12 июля на базе АНО ООЦ СТ «Серебряный бор» прошла смена для одаренных детей Тюменской области.
Бесплатные путевки получили 105 школьников 12-17 лет из Тюмени, Тобольска, Ишима, Ялуторовска, Заводоуковска и муниципальных районов, которые стали победителями в конкурсе портфолио-достижений, проводимом департаментом образования и науки Тюменской области. Организатором смены выступил Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.
Каждый из школьников выбрал для себя один из восьми увлекательных проектов, над которым работал в команде с другими ребятами в течение всей смены. Руководили командами опытные наставники – педагоги школ, производственники и преподаватели ведущих тюменских вузов. Все проекты имели региональный профиль, то есть касались тем, значимых именно для Тюменской области.
Над моделью месторождения школьникам предложил поработать специалист лаборатории потоковых исследований, изобретатель Тюменского нефтяного научного центра Сергей Власов. «Все ребята, даже девочки, выполняли слесарно-монтажные работы своими руками, пилили уголки, склеивали кубы, помогали сверлить. Некоторые из них впервые держали инструменты в руках, и это ценный опыт. Инженеры – это не только расчеты, но и прежде всего прикладной труд», – рассказал он.
Два действующих телескопа и модель Солнечной системы создали из подручных материалов участники другого проекта. Приборы для наблюдения за звездами собрали из частей водопроводных труб, линзами послужили обычные лупы. «Очень интересно участвовать в подобных образовательных программах: сам узнаешь много нового, учишься у детей их непосредственности, получаешь положительные эмоции», – поделилась наставница, доцент кафедры физики, методов контроля и диагностики Института промышленных технологий и инжиниринга ТюмГНГУ Светлана Толчина.
«Если честно, мы даже не ожидали, что телескоп получится настолько мощным, – рассказала ученица школы № 63 Ольга Стеля. – Педагоги прекрасные, занятия проходят интересно и весело. Мы узнали много нового о космосе, звездах и планетах, побывали в планетарии».
Развивать инженерное мышление помогали и соревнования, на которых дети познакомились с теорией решения изобретательских задач попробовали свои силы в этом деле, решая задачи «Волшебное яйцо», «Водонапорная башня» и другие.
Модели роботов-исследователей собрали ребята из секции робототехники. Один из них, например, может сканировать дорожное полотно: специальные датчики позволяют отслеживать и фиксировать все неровности. Курировали проекты учитель информатики школы № 43 Иван Козлович – на его счету работа с «золотыми» победителями соревнований Yunior Skills в рамках финала Национального чемпионата World Skills Russia – и учитель информатики школы № 40 Евгений Мороков, который сумел подготовить победителя регионального этапа и призера Всероссийской робототехнической олимпиады.
Интересной особенностью смены стало межпроектное взаимодействие. Для модели месторождения в проекте по робототехнике изготовили небольшую нефтеперекачивающую станцию. Ребята, работающие над 3D-прототипированием, помогли изготовить деталь телескопа для проекта «Через тернии к звездам».
«Организация подобных профильных смен – одно из направлений деятельности Регионального центра по работе с одаренными детьми, – рассказала проректор ТОГИРРО, доктор педагогических наук, профессор Наталья Милованова. – Мы тщательно отбирали руководителей проектов, проводили с ними собеседования, объясняли, как правильно общаться с детьми, чтобы они усвоили информацию. Все дети, независимо от возраста, нашли себе роли в проектах, успешно адаптировались и впитали новые знания».