Когда я обратилась с просьбой по поводу интервью к председателю правления Объединения «Защита Отечества» Николаю Гавриловичу Брыкину, он предложил встретиться в легкоатлетическом манеже: «В офисе сегодня быть не планирую, а в манеже у меня встреча с альпинистами, приезжайте туда в 15 часов».
Ну и замечательно, мне на Луначарского гораздо ближе, чем на Текстильную, 1. Стараясь не опоздать, я приехала за 10 минут до назначенного времени. На входе поинтересовалась у охраны, где именно можно найти альпинистов и руководителя «Защиты Отечества». Мне махнули рукой в направлении манежа, и я двинулась вперед.
Ну где искать альпинистов? – Конечно, на скале! Среди нескольких юрких подростков я сразу заметила медленно, но уверенно преодолевавшего стену мужчину в спортивном костюме.
У подножия стены я увидела Тимура Гайнулина, руководителя региональной Федерации альпинизма. «Это Брыкин?» – спросила я его.
«Да. Я его сразу предупреждал, как о встрече договорились, чтобы брал спортивный костюм. «Защита Отечества» нам с финансированием помогает, надо же, чтобы ощутили, на что деньги идут», – пошутил он. – Да ему и самому интересно».
«Он что, в первый раз?»
«Да».
«Ну и как?»
«Нормально. Спортивный мужик. Десяток тренировок – и можно в горы брать».
Тем временем Николай Гаврилович оттолкнулся от стены, на несколько секунд завис в воздухе на страховке, спустился и подошел к нам.
«Здорово», – сказал он, расстегивая крепеж. «Такой адреналин. Не думал, что на отвесной стене так страшно», – ничуть не смущаясь постороннего человека, т. е. меня, сказал он Тимуру.
И тут вмешалась я.
– Николай Гаврилович, здравствуйте. Я из «Тюменского края».
Для разговора мы отошли к трибунам. Уселись на зрительские сиденья. И…
Корр. Николай Гаврилович, удивлена… Если Вы с альпинистами по стенкам лазаете, то, можно предположить, что с аквалангистами под воду пойдете; с туристами по речке сплавляться будете?
Николай Брыкин (улыбаясь). А почему нет? Мне кажется, было бы неправильным приехать в гости к альпинистам и не попробовать делать то, что делают они.
Корр. О «Защите Отечества» расскажите поподробнее.
Н. Б. «Защита Отечества» – это добровольное объединение общественных организаций Тюменской области, которые занимаются патриотическим воспитанием, помощью ветеранам войн и военных конфликтов, семьям погибших защитников страны, увековечиванием памяти героев. Мы объединились, чтобы выработать единые принципы работы с молодежью, чтобы эффективнее реализовывать социальные проекты, помогать друг другу.
Корр. Большой ли список проектов, которые реализует Объединение? Какова их география?
Н. Б. На сегодняшний день у нас реализуется 42 проекта по тем направлениям, которые я назвал. В них участвуют общественные организации из Тюмени, Тобольска, Ялуторовска, Нижнетавдинского, Омутинского, Голышмановского и других районов области. У нас даже есть два проекта, которые реализуются в маленьких поселениях Уватского района: в селе Осинник и поселке Першино.
Корр. Вы оказываете финансовую поддержку проектам. Откуда, простите, Объединение берет деньги?
Н. Б. У нашего Объединения денег нет. У нас даже нет расчетного счета, так как мы не являемся юридическим лицом. Но мы придумали механизм, который позволяет привлекать деньги на проекты. Общее собрание участников Объединения отбирает самые интересные проекты и централизованно находит предприятия, которые готовы эти проекты поддержать финансово. А мы выступаем гарантом того, что выделенные деньги будут использованы по назначению.
Корр. И много у нас таких меценатов?
Н. Б. Знаете, много. Не все руководители и акционеры крупных предприятий озабочены покупкой футбольных клубов.
Корр. А можно я задам вопрос, может быть, не совсем корректный? Но он меня волнует как мать, как женщину. «Защита Отечества» занимается только проектами, направленными на военно-патриотическое воспитание? Вас не пугает излишняя милитаризация молодежи?
Н. Б. Вопрос правильный. Все должно быть в меру. Не каждый юноша должен стать солдатом. Но каждый должен любить свою Родину, помогать ей, знать ее историю, хранить память о погибших героях. Мы стараемся исходить из этих принципов. Примерно 40% наших проектов знакомят молодежь с историей страны, области. Еще порядка 30% посвящены туризму, спорту, здоровому образу жизни.
И только процентов десять-пятнадцать – это, что называется, подготовка молодежи к воинской службе. Родину надо защищать, и защищать умело.
Корр. А подробнее о проектах можете рассказать?
Н Б. Да они все интересные, с ходу выделить трудно. Об одном проекте вы уже знаете – наши альпинисты совершат 75 восхождений в честь 75-летия Победы. Три группы наших ребят из Тюмени, Тюменского района и Тобольска этим летом побывают в исторических экспедициях в Севастополе. Одна из них – это клуб «Барс» – пройдет учебно-тренировочный сбор водолазов в частях морской пехоты Черноморского флота.
Ялуторовские активисты реализуют проект «Наука побеждать», в честь Александра Васильевича Суворова, а ребята из Тобольского района совершат велосипедный тур по своей малой родине.
Корр. Здорово. Николай Гаврилович. Я знаю, что вы принимаете участие в предварительном голосовании «Единой России». Собираетесь в Думе продвигать интересы общественников?
Н. Б. Не так узко. Даже сами слова – «защита Отечества» – они очень емкие. Разве учитель, который учит наших детей, не защищает Отечество? И врач, который ежедневно борется за жизнь людей, разве не укрепляет Отечество? А рабочий у станка, крестьянин в поле, инженер на производстве? Все они на своих местах честным трудом защищают Отечество. Я собираюсь защищать интересы всей моей большой страны. Если хотите послушать, как конкретно – приходите на дебаты.
Фото: Николай Брыкин и Тимур Гайнулин