Несмотря на борьбу товаропроизводителей и продавцов за покупателя последним нередко приходится защищать свои права, в том числе в суде.
Необходимость подать исковое заявление о защите прав потребителя возникает в случае, когда нарушены права гражданина при заказе, приобретении или использовании им товаров (работ, услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и нарушенные права не восстановлены во внесудебном порядке.
По общему правилу, соблюдение досудебного порядка урегулирования таких споров необязательно, за исключением отдельных случаев. И все же рекомендуем до обращения в суд направить продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному предпринимателю) претензию об устранении нарушений нарушенных прав, чтобы в последующем иметь возможность взыскать штраф за отказ в удовлетворении законной претензии.
Для обращения в суд с иском о защите прав потребителей необходимо:
1. Составить исковое заявление.
В исковом заявлении нужно указать:
1. Наименование суда, в который подается иск.
2. Сведения об истце: Ф.И.О., место жительства, контактную информацию (телефон и адрес электронной почты). Если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о нем;
3. Сведения об ответчике: его Ф.И.О., место жительства (если ответчиком является организация – наименование и место ее нахождения), контактные данные.
4. Информацию о нарушении прав, а также об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.
5. Требования к ответчику.
Практика показывает, что истцы зачастую заявляют следующие требования:
– о взыскании уплаченной суммы;
– об уменьшении цены за выполненную работу;
– об устранении недостатков товара (работы, услуги);
– о возмещении убытков;
– о взыскании неустойки;
– о компенсации морального вреда, в том числе при нарушении имущественных прав истца.
6. Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Досудебная подача претензии об устранении нарушений прав потребителя обязательна по спорам, связанным:
– с предоставлением некачественного туристского продукта туроператором;
– неисполнением или ненадлежащим исполнением оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи;
– перевозкой, в частности, пассажира, багажа, груза внутренним водным транспортом.
Кроме того, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в иных случаях может быть предусмотрено договором между потребителем и ответчиком.
Несоблюдение правила об обязательном досудебном порядке урегулирования спора является основанием для возвращения искового заявления.
В любом случае, если нарушитель не удовлетворил требования претензии, предъявленные до обращения в суд, с него взыскивается штраф в размере 50% от присужденной судом суммы. Причем истцу не обязательно заявлять требование о взыскании данного штрафа в исковом заявлении.
7. Перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
Исковое заявление необходимо распечатать и подписать. С 01.01.2017 исковое заявление можно подать в электронном виде при условии наличия технической возможности для этого в конкретном суде. В этом случае иск подписывается электронной подписью.
2. Подготовить необходимые документы
К исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:
1) копии искового заявления для ответчика и третьих лиц;
2) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования, и их копии для ответчика и третьих лиц. К таким документам могут относиться:
– договор купли-продажи товара и документ, подтверждающий его оплату (кассовый чек, выписка по банковскому счету и др.);
– договор подряда или оказания услуг;
– документ о результатах экспертизы качества товара
– отчет об оценке стоимости устранения недостатков товара;
– документы, подтверждающие устранение недостатков результата работы за счет потребителя, и др.
Представлять документы, подтверждающие причинение нравственных и физических страданий, необязательно, но следует учитывать, что при наличии доказательств причинения страданий суду легче будет установить и оценить значимые обстоятельства дела;
4) копию досудебной претензии и доказательства направления ее ответчику, ответ на претензию;
5) расчет взыскиваемой суммы;
6) документ об уплате госпошлины.
Граждане, выступающие истцами в делах, связанных с нарушением их прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если сумма иска не превышает 1 млн руб.
3. Подать исковое заявление в суд
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд:
– по месту нахождения ответчика;
– по месту жительства или пребывания истца;
– по месту заключения или исполнения договора, либо в соответствии с его условиями.
Исковое заявление подается мировому судье, если размер исковых требований не превышает 50 000 руб. Если цена иска выше, обращаться следует в районный суд.
Иски о защите неимущественных прав потребителей (например, при отказе в предоставлении необходимой и достоверной информации об изготовителе), также как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду.
По общим правилам гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей – до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Срок для подачи апелляционной жалобы – месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.