Страховое возмещение осуществляется в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в пределах определенной договором суммы.
С 28 апреля 2017 приоритетной формой страхового возмещения по ОСАГО является организация или оплата страховщиком восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (далее – ТС). Если договор ОСАГО заключен ранее, то потерпевший вправе получить страховую (денежную) выплату или выбрать ремонт автомобиля при условии, что у страховщика есть договор со станцией техобслуживания (далее – СТО).
По договору ОСАГО, заключенному после 28 апреля 2017 г., страховщик обязан произвести страховую выплату в следующих случаях:
– полная гибель ТС;
– смерть потерпевшего;
– если стоимость восстановительного ремонта ТС превышает 400 000 руб. или максимальную величину страхового возмещения, установленную для случаев оформления ДТП без участия сотрудников полиции, либо если все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред и в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт СТО.
Получить страховое возмещение по ОСАГО в виде восстановительного ремонта ТС возможно в следующем порядке:
1. Обращение к страховщику
Чтобы воспользоваться своим правом на страховое возмещение, надлежит при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая.
Для получения страхового возмещения в виде восстановительного ремонта ТС можно обратиться к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) в результате ДТП вред причинен только имуществу;
2) ДТП произошло с участием двух автомобилей и более (в последнем случае – если ДТП произошло после 25 сентября 2017), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
В остальных случаях заявление о страховом возмещении и необходимые документы следует направить страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред.
При составлении заявления необходимо указать:
1) вариант проведения восстановительного ремонта – организация и оплата страховщиком восстановительного ремонта поврежденного ТС на СТО из предложенного страховщиком перечня или оплата стоимости ремонта ТС, самостоятельно организованного вами на другой СТО, не из перечня страховщика. Последнее возможно только при наличии письменного согласия страховщика;
2) СТО, на которой будет осуществляться ремонт ТС.
Требования к СТО:
1) срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней со дня представления поврежденного ТС на СТО или со дня передачи его страховщику для транспортировки на СТО;
2) максимально допустимое расстояние по дорогам общего пользования от места ДТП или вашего места жительства до СТО не может превышать 50 км;
3) восстановительный ремонт ТС, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться СТО – официальным сервисным центром данной марки автомобиля.
Если страховщик заключил договор на организацию ремонта со СТО, которая указанным требованиям не соответствует, поврежденное ТС может быть направлено на такую СТО только с вашего письменного согласия. При его отсутствии и несогласии страховщика с предложенной вами СТО страховщик должен выплатить денежное возмещение.
2. Получение направление на ремонт на СТО
В течение пяти рабочих дней с даты подачи страховщику заявления и документов необходимо представить автомобиль для осмотра и независимой технической экспертизы, чтобы выяснить обстоятельства причинения вреда и определить размер подлежащих возмещению убытков.
Независимая техническая экспертиза проводится в случае, если не достигнуто согласие со страховщиком относительно размера страхового возмещения.
Страховщик возмещает вред, причиненный ТС, в размере расходов, необходимых для приведения поврежденного автомобиля в состояние, в котором он находился до наступления страхового случая, но не более установленного максимума. Восстановительные расходы оплачиваются страховщиком в соответствии с договором между ним и СТО.
Направление на ремонт страховщик должен выдать в течение 20 либо 30 (если вы самостоятельно организовываете восстановительный ремонт) календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия страховщиком заявления. В направлении на ремонт указываются: СТО, на которой будет производиться ремонт ТС, срок ремонта, а также размер доплаты за ремонт, которую нужно внести, если стоимость ремонта превышает максимальную сумму страхового возмещения.
При нарушении установленного срока выдачи направления на восстановительный ремонт страховщик должен выплатить за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% от суммы страхового возмещения.
Страховщик обязан направить потерпевшему отказ в страховом возмещении в те же 20 либо 30 календарных дней. При нарушении этого срока страховщик уплачивает потерпевшему за каждый день просрочки финансовую санкцию в размере 0,05% от установленной максимальной суммы страхового возмещения.
3. Получение ТС после восстановительного ремонта
СТО обязана произвести восстановительный ремонт ТС в срок, указанный в направлении на ремонт, который не должен превышать 30 рабочих дней со дня, когда вы представили ТС на СТО или передали его страховщику для транспортировки на СТО. Больший срок ремонта может быть установлен по согласованию с вами и страховщиком.
Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту ТС составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.
За нарушение СТО максимального срока восстановительного ремонта страховщик несет ответственность в виде неустойки в размере 0,5% от причитающейся вам суммы страхового возмещения за каждый день просрочки, но не более суммы такого возмещения.
Когда сумма страхового возмещения недостаточна для того, чтобы полностью возместить причиненный вред потерпевшему, разницу между фактическим размером ущерба и суммой страховой выплаты возмещает лицо, причинившее вред.