Медиакарта
5:31 | 28 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Детская агрессия: не наказывать, а помочь

10:20 | 18 июня 2020
Источник: Тюменский край

Каждый, кто хоть раз общался с детьми, наверное, имел дело с проявлениями детской агрессии. Для взрослых такое детское поведение представляет довольно серьезную проблему: как вести себя, если малыш сердится, дерется, кусается?

Дошкольников можно назвать агрессивными, если они часто теряют контроль над собой: часто спорят и ссорятся с окружающими, отказываются выполнять
просьбы взрослых, могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения, обвиняют других в своих ошибках и неудачах (могут выливать свой гнев на неодушевленные вещи), часто испытывают чувство злости, гнева и зависти; не способны забыть об обиде, не отплатив должным образом, становятся недоверчивыми и раздражительными. 
Ребенок может провоцировать других детей и взрослых на проявление к нему агрессии, это свидетельствует об единственном способе обращения на себя внимания со стороны взрослых и сверстников. Когда ребенок, вместо того чтобы подойти и попросить игрушку у сверстника, нападает на него, при этом толкнув или ударив, мы должны понимать, чего он хочет. И в этой ситуации мы, взрослые, способны помочь нашим детям. Мы должны научить их общаться и дружить. А еще обязательно нужно демон-
стрировать на своем примере, как можно проявлять доброту, ласку, щедрость. Поэтому ребенка нужно учить распознавать свои эмоции и эмоции других людей. Проговаривайте каждое чувство, что переполняет вас. Если вы сердитесь, то обязательно сообщите об этом малышу, если видите, что он в ярости, тоже отметьте его эмоцию: «Я вижу, что ты злишься», «Я понимаю, что ты рассердился на меня или на соседского мальчика, почему?». 
Агрессивность – это внешнее проявление внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна повышенная тревожность, чувство ненужности, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (часто занижена). Бурные злобные реакции – это способ привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку. Первое, что нужно сделать взрослому, который пытается помочь агрессивному ребенку, – проявить истинную симпатию, принять его как личность, интересоваться его внутренним миром, понимать чувства и мотивы поведения.
Старайтесь акцентировать внимание на положительных качествах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его этому. По-
пробуйте сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и положительную самооценку. Важно чувствовать своего ребенка, относиться к нему с пониманием. Помните, если он сердится, значит, у него что-то не так, это своеобразный сигнал о помощи. И задача нас, взрослых, не наказывать, не оставлять в беде, а помочь и поддержать.

Автор: Елена Иванова, педагог