Независимо от возраста наши дети любят рисовать. Часто ли мы заглядываем в их рисунки? Придаем ли мы этим «калякам» должное значение? Порой нет. А на самом деле, рисунок – это отражение души, да и не только малыша, но и взрослого человека.
Брать карандаш в руки ребенок начинает уже в возрасте около года – он пробует свои силы в рисовании. Пусть неумело и не всегда в подходящих для этого местах, например, на обоях или на полу. Но не стоит ругать кроху за эти первые шаги в искусстве. Нужно просто подготовить ему место для творчества. Например, закрепив ватман на стене, можно избежать испорченных обоев по всему дому. А еще лучше на первых порах освоения рисования быть верным спутником своего чада. Занимайтесь художествами вместе с ним. Тем более что совместное творчество не только сближает родителей и ребенка, но и раскрывает большие возможности используемых способов рисования. Так, неокрепшей детской ручке легче рисовать пальчиками и ладошками с использованием ярких сочных красок. Это способствует развитию моторики и подготовке руки к правильному захвату карандаша и кисти в более старшем возрасте. Но чтобы подобное занятие не превратилось в катастрофу для мебели и ремонта, оно должно проводиться совместно со взрослыми. Рисуя с ребенком в раннем возрасте, знакомьте его с «чистыми» насыщенными цветами: красным, желтым, синим, зеленым, постепенно увеличивая количество оттенков. Развивайте творческие способности, изображая различные предметы хорошо знакомые малышу, и давая возможность просто «поляпать» ладошками на чистом листе бумаги.
Когда ребенок научится достаточно уверенно держать кисточку или карандаш, и его в недавнем прошлом «каракули» начнут обретать форму и наполняться смыслом, внимательно всматривайтесь в то, что он изображает, вслушивайтесь в его слова, которыми он сопровождает рисование, обращайте внимание на используемые цвета. Помните, что цвет неразрывно связан с психологическим и эмоциональным состоянием человека. Общеизвестно, что если предпочтение отдается серому или черному оттенкам – это может говорить о подавленном настроении, отрицательном эмоциональном фоне, страхах, испуге. А вот оценка других цветов имеет определенные противоречия у различных авторов. Так что не спешите делать выводы, анализ цветовых предпочтений ребенка все-таки должен проводиться специалистом.
Если вы заметили, что в рисунках ребенка наблюдается однообразие, можно учить его рисовать различные фигуры, учить их комбинировать, показывать разнообразные приемы рисования. Очень важно наблюдать за окружающим миром, определять, на что похож тот или иной предмет, как его можно нарисовать, а дома после таких наблюдений вместе с крохой попробовать изобразить увиденное. Независимо от красоты полученного рисунка хвалите малыша, обсуждайте с ним результаты его творчества, устраивайте «выставки», приглашая на них родственников и друзей. Главное – формировать в ребенке уверенность в собственных силах. Став взрослым и серьезным, ваш малыш, как и его родители, с умилением будет рассматривать эти детские художества. Ведь не всем быть художниками, но уметь выразить в рисунке свое эмоциональное состояние и не бояться этого – очень важно.
Марина Смирнова, руководитель ЧДС ЦРД «Мой Мир»
ул. Широтная, 126, тел.: 642-686, 938-231, www.ds-moymir.ru