Медиакарта
22:37 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Суд удовлетворил исковое заявление Управления, поданное в интересах потребителя к ООО «Аметист»

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, действуя в интересах потребителя, обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Аметист» о взыскании денежных средств, уплаченных по договору об оказании юридических услуг, компенсации морального вреда и взыскании штрафа.

22.01.2022 г. между потребителем (далее - заказчик) и ООО «АМЕТИСТ» (далее - ответчик, исполнитель) заключен договор об оказании юридических услуг (далее-договор) в соответствии, с предметом которого «исполнитель принимает к исполнению поручения заказчика об оказании юридических услуг, указанные в п. 1.2. настоящего договора, для чего обязуется совершать юридические и иные связанные с ними действия в объеме, оговоренном в настоящем договоре, в том числе - «подробный разбор ситуации заказчика, выработка правовой позиции, согласование стратегии действий, направленных на решение вопроса заказчика, подбор нормативно-правовой базы необходимой для подготовки проектов документов, представление интересов заказчика в досудебном порядке по вопросу перерасчета пенсии. Подготовка и подача необходимого пакета документов по данному вопросу».

Таким образом, целью обращения потребителя в юридическую организацию являлось получение юридической помощи для перерасчета пенсии (представление интересов заказчика в досудебном порядке по вопросу перерасчета пенсии. Подготовка и подача необходимого пакета документов по данному вопросу).

В последующем договор был расторгнут по инициативе потребителя. Однако возврат суммы договора об оказании юридических услуг, указанной в п. 3.1 договора за подробный разбор ситуации заказчика, выработку правовой позиции, согласование стратегии действий, направленных на решение вопроса заказчика, подбор нормативно-правовой базы необходимой для подготовки проектов документов, не последовал.

Вышеуказанные действия являются формулированием правопритязаний клиента, что произошло с клиентом с точки зрения права. Эти действия помогают юристу систематизировать факты, провести анализ нормативного материала, найти точки пересечения «плоскости фактов» и «плоскости права». Ведь только, выяснив и поняв ситуацию для себя, специалист может в дальнейшем оказать юридические услуги для решения проблемы заказчика.

Юридическая позиция включает в себя следующие элементы: 1) фабулу юридической позиции; 2) указание на юридические нормы, применимые к ситуации клиента; 3) вывод о нарушении/ не нарушении субъективных прав клиента; 4) правопритязания клиента и механизмы их реализации. Все эти действия необходимы исполнителю чтобы хоть как то проконсультировать клиента, но для потребителя они не несут пользы и значимости, ведь на данном этапе его проблема с которой он обратился не разрешена.

В связи с чем данные действия не могут являться услугой и соответственно не могут быть рассмотрены в качестве подтверждения фактически понесенных расходов по оказанию услуги в соответствии с преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1).

Судом установлено, что данные действия исполнителя не направлены на исполнение предмета договора, в связи с чем исполнитель формально подошел к исполнению договора оказания услуг, совершая действия при отсутствии ожидаемого положительного результата, о чем исполнитель, являясь профессиональным участником рынка юридических услуг не мог не знать.

Решением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Тюмени исковые требования удовлетворены частично, суд взыскал с ООО «Аметист» денежные средства, оплаченные в размере 24 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб., штраф в размере 13 000 руб.

ООО «Аметист» обжаловало указанное решение, однако суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Управление информирует юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о том, что установленный факт нарушений прав потребителей может являться основанием для обращения потребителя в суд. При удовлетворении судом иска, помимо суммы основного обязательства, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, компенсацию морального вреда, пени (неустойки), а также иные расходы истца, связанные с рассмотрением дела в суде.

Также Управление информирует граждан о сложившейся практике по рассмотрению обращений потребителей на деятельность организаций, оказывающих юридические услуги по подробному разбору ситуации заказчика; выработке правовой позиции; согласованию стратегии действий, направленных на решение вопроса заказчика; подбору нормативно-правовой базы необходимой для подготовки проекта(ов) документа(ов).

Ни одному из потребителей не понадобились следующие услуги (они просто не понимали зачем им эти услуги, как использовать результаты этих услуг), в этой связи Управление настоятельно рекомендует потребителям не заключать договоры на оказание юридических услуг, которые в п. 1.1, либо п. 1.2, или п. 1.3, либо в иных условиях договора содержат сведения об оказании вышеуказанных услуг, так как даже их оказание никак не поможет потребителю в удовлетворении его потребности - разрешению конкретной спорной ситуации, потребитель просто понесет дополнительные ничем не оправданные убытки. Предлагаем внимательно читать текст договора, не стесняться задавать вопросы до его подписания.