Медиакарта
22:11 | 22 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Внимательно изучайте условия договора на оказание услуг связи

В Управление Роспотребнадзора по Тюменской области поступают звонки и обращения граждан с просьбой разъяснить действия в случаях заключения договора оказания услуг связи с предоставлением оборудования (Wi-Fi роутера) оператором связи после решения о его расторжении. При этом потребителю выставляется счет за оборудование, которое, как оказалось, абонент приобрел в собственность с рассрочкой платежа. При этом потребитель подписал договор купли-продажи товара, не вникая в его содержание, стоимость приобретенного оборудования оказалась около 10 тыс. рублей.

По общему правилу, закрепленному ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), расторжение договора между абонентом и оператором связи возможно:

- по соглашению сторон;

- в одностороннем порядке (потребителем);

- по решению суда.

При этом, в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1) и ч. 1 ст. 782 ГК РФ, абонент вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

Таким образом, при отказе от исполнения договора оказания услуг связи, потребитель должен оплатить только фактически понесенные оператором связи расходы за оказанные услуги.

Основания для отказа от исполнения договора купли-продажи оборудования иные, а поскольку данное оборудование является технически сложным товаром, фактически вернуть денежные средства возможно только в случае выявления в товаре недостатков.

Как следует из обращений, вся информация, в том числе о том, что оборудование передается в собственность с рассрочкой платежа, доводится до потребителя, указывается в акте приема-передачи и/или в дополнительном соглашении (договоре).

Согласно ст. 18 Закона №2300-1 потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При установлении в товаре (Wi-Fi роутере) недостатка, Управление рекомендует обратиться к оператору связи (в данном случае выступающего продавцом) с письменной претензией, основанной на положениях ст. 18 Закона №2300-1.

При невозможности разрешения спора по существу, его рассмотрение возможно в судебном порядке, в соответствии со ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 Закона №2300-1.

Управление готово оказывать содействие в судебной защите прав потребителей посредством дачи суду заключения в порядке ст. 47 ГПК РФ по поданным и принятым к производству искам потребителей.

Проведя анализ поступающих в Управление обращений граждан в течение последних двух лет, можно сделать вывод, что в настоящее время большинство операторов связи не предоставляют оборудование в аренду (как было раньше), а только в собственность. Поэтому Управление рекомендует внимательно изучать предлагаемые договоры оказания услуг и иные документы до его заключения.