Медиакарта
5:29 | 15 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

О правилах заключения договора на ремонт бытовой техники

В Управление Роспотребнадзора по Тюменской области систематически поступают жалобы на действия лиц, оказывающих услуги по ремонту бытовой техники, в том числе являющихся плательщиками налога на профессиональный доход (самозанятых).

Обращаем внимание, что Роспотребнадзор не наделен полномочиями по контролю за деятельностью по оказанию услуг, оказываемых самозанятыми.

Суть обращений сводится к тому, что данные лица, принимая технику на ремонт, либо осуществляя ремонт на дому у потребителя на этапе заключения договора устно сообщают одну стоимость работ, а после проведённого ремонта стоимость увеличивается.

Кроме того, согласно доводам потребителей после проведенного ремонта техники, заявленная неисправность не устраняется, тем самым оказываемые услуги являются некачественными.

При этом важным обстоятельством, в описанных потребителями ситуациях, является отсутствие договора или наличие в договоре минимальных сведений об исполнителе (фамилия и инициалы или только фамилия, или только подпись).

Данное обстоятельство не позволяет достоверно определить, кто является исполнителем и к кому подлежат предъявлению требования, предусмотренные ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1), применение которой в случае оказания услуг самозанятыми возможно судом в силу ст. 23 Гражданского кодекса РФ, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Более того, согласно положениям Единых правил в области защиты прав потребителей, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства №6 от 06.12.2024 (далее - Правила), граждане (самозанятые) являются участниками потребительских отношений, регулируемых Едиными правилами в области защиты прав потребителей и несут предусмотренную указанными Правилами ответственность за нарушение прав потребителей.

Таким образом, правовые инструменты для защиты нарушенных прав потребителей в судебном порядке, действующее законодательство содержит, однако ввиду отсутствия информации об исполнителе использовать их становится практически невозможно.

 

Внимание!

Управление обращает внимание, что грамотное и ответственное поведение потребителя включает в себя предъявление требования о заключении договора до оказания услуг и проверки наличия в нем достаточных сведений об исполнителе: фамилии, имени, отчестве (полностью), ИНН.

Кроме того, Управление рекомендует до заключения договора на ремонт бытовой техники выяснять, кто является исполнителем? Если услуги будет оказывать самозанятый, стоит относиться предельно внимательно и подумать о том, стоит ли вообще заключать договор с самозанятым, учитывая неоднократные поступления обращений на качество услуг по ремонту бытовой техники.  

Автор: Управление Роспотребнадзора по Тюменской области