Развитие речи детей играет важную роль не только для конкретного ребенка или его семьи, но и для общества в целом.
Поскольку использование языковых средств неразрывно связано с мышлением, недопустимо пускать на самотек ситуацию, когда ребенок плохо говорит.
Прежде всего, необходимо понимать, что речь – это основное средство общения. И зачастую степень владения данным навыком определяет успешность человека в жизни. Если ребенок не пользуется речью совсем или имеет значительные сложности, это затруднит усвоение базовых коммуникативных навыков. А наверстать упущенное зачастую оказывается сложнее, потому что, и это особенно значимо в детском возрасте, для усвоения определенных способностей существует «свое» время.
Считается, что овладение всеми речевыми навыками завершается в среднем к 5-6 годам, то есть до момента поступления ребенка в школу. К этому времени должны правильно произноситься все звуки родной речи, ребенку доступен свободный рассказ и пересказ простых текстов, предложения строятся без ошибок, слова согласовываются правильно.
В общем, речь чистая и правильная. К сожалению, в современном обществе такая норма встречается все реже и реже. В последние годы существенно увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. Для них не подходит массовая система воспитания и обучения, поскольку у них свои особенности. Желательно, чтобы плохо говорящие малыши посещали учреждения или группы, в которых профильным направлением является развитие речи. Поскольку именно при системных и систематических занятиях, да еще и проводимых на протяжении всего дня, достигается наилучший результат. Пребывание ребенка в логопедической группе позволяет построить процесс воспитания с учетом особенностей речевого развития воспитанника. Возможность вовлечения различных «узких» специалистов делает такие группы просто незаменимыми. Особенность подобного рода системы воспитания заключается также и в сочетании индивидуальных и фронтальных (групповых) форм занятий. Что не может не сказаться на темпе усвоения материала, поскольку отработка навыков происходит не только в отношениях «ребенок-взрослый», но и «ребенок-ребенок», то есть внутри детского коллектива. А это значительно повышает результативность коррекционной работы.
Перед родителями может встать вопрос: «Нужно ли моему ребенку ходить в специальную группу»? Как правило, о необходимости посещения речевых групп сообщает логопед. Попасть к нему можно либо на первом плановом осмотре в три года, либо по собственному желанию в более раннем возрасте. Однако хотелось бы уточнить, что логопедические занятия рекомендуется начинать на этапе активного формирования самостоятельной речи (около 3 лет). Если Вашему малышу посоветовали посещение специализированного учреждения с речевым уклоном – не стоит этого пугаться. Это не клеймо, не ярлык и не диагноз, который не изменится на протяжении всей жизни. Речь это та функция, которая при грамотно спланированной и проведенной работе поддается исправлению. Согласитесь, лучше позаботиться о своевременной коррекции неправильного произношения, нежели потом на протяжении всей жизни сожалеть об упущенной возможности из-за какого-то необоснованного страха.
Развивайтесь, растите и говорите красиво!
Марина Смирнова, руководитель ЧДС ЦРД «Мой Мир», ул. Широтная, 126, тел.: 642-686, 938-231, www.ds-moymir.ru