Медиакарта
20:21 | 28 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пресс-конференция, посвященная Всемирному Дню Защиты прав потребителей

15 марта в Доме журналистов состоялась пресс-конференция, посвященная Всемирному Дню защиты прав потребителей. После доклада Главного государственного санитарного врача по Тюменской области Г.В. Шарухо на вопросы журналистов ответили начальник отдела защиты прав потребителей Н.А. Соколова, начальник Управления по товарному рынку и услугам администрации г. Тюмени А.Н. Канов, начальник Управления банковского регулирования и надзора Главного Управления Центрального банка России по Тюменской области В.В. Калинин, представители общественных организаций по защите прав потребителей, представители консультационного центра ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области».

В 2011 году Международная Федерация потребительских организаций Consumers International (CI) объявила девиз очередного Всемирного дня защиты прав потребителей - «Потребители за честные финансовые услуги». Второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности (в 2010 году Всемирный день защиты прав потребителей проходил под девизом «Наши деньги. Наши права»), что подтверждает очевидный приоритет вопросов защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг в первую очередь для самих потребителей и их общественных объединений по всему миру.

Управлением Росоптребнадзора по Тюменской области ведется работа по всем сегментам потребительского рынка, но как показывает практика, именно этот сегмент требует более детальной и тщательной работы, направленной на защиту прав граждан, пользующихся банковскими услугами.

Сегодняшний потребительский рынок предлагает потребителям огромное количество товаров, работ и услуг, реализуемых «в кредит», в связи с чем возрастает и потребительский спрос банковских услуг. В этой связи приоритетным направлением деятельности органов и организаций, осуществляющих защиту прав потребителей на территории Тюменской области, является повышение уровня правовой грамотности населения, а также профилактика и прекращение нарушений прав потребителей.

В рамках мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей» консультационным центром при ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» и общественными организациями по защите прав потребителей, проведен социальный опрос граждан по вопросам уровня информированности о финансовых услугах и об их качестве, которым выявлено, что около 600 человек оценивают уровень финансовой грамотности как «средний», более 700 человек желают его повысить, 64% опрошенных удовлетворены качеством услуг, однако, на вопрос «доверяете ли вы кредитным организациям» мнения разошлись 50 на 50. В то же время опрос показал, что нарушения со стороны банков имеют место быть, о чем также свидетельствует соответствующая практика Управления.

В 2010 году Управлением рассмотрено 181 письменное обращение гражданина, что в 7 раз больше показателя 2009 года (26 обращений). Значительный рост количества обращений потребителей обусловлен, в том числе тем фактом, что в 2010 году Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области было дано в 3 раза больше разъяснений по каналам информационной связи, чем в 2009 году.

Проведено 13 проверок, 35 административных расследований (в 2009 году 1 административное расследование), вынесено 23 постановления о привлечении кредитных организаций к административной ответственности, наложено административных взысканий на сумму 180000 рублей. В суды общей юрисдикции подано два исковых заявления в защиту неопределенного круга потребителей, дано 46 заключений в суды в целях защиты прав потребителей.

Практика арбитражных судов и судов общей юрисдикции подтверждает позицию Управления и признает действия банков нарушающими права потребителей.

Типичным нарушением прав потребителей является включение в договоры следующих условий:

  • взимание банками комиссий за открытие и ведение ссудных счетов, за выдачу кредита, за сопровождение кредита, за расчетно-кассовое обслуживание и т.п.,

  • введение обязанности личного страхования, как в рамках договоров потребительского кредитования, так и ипотечного кредитования,

  • нарушений правил подсудности рассмотрения дел судами с участием потребителей.

Тем самым уже второй год подряд вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг не теряют своей актуальности (в 2010 году Всемирный день защиты прав потребителей проходил под девизом «Наши деньги. Наши права»), что подтверждает сохраняющуюся обеспокоенность мирового потребительского сообщества состоянием дел в данной сфере.

Согласно решению коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проведенной 25.02.2011 года, Управление Роспотребнадзора по Тюменской области продолжит совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей, реализацию планов и программ взаимодействия с гражданским обществом в сфере защиты прав потребителей, включая:

  1. Расширение взаимодействия Управления Роспотребнадзора по Тюменской области и гражданского общества, совершенствование работы с обращениями граждан.

  2. Дальнейшее совершенствование взаимодействия с органами исполнительной власти Тюменской области, местного самоуправления и общественными объединениями в целях создания в Тюменской области действенной системы защиты потребительских прав граждан.

    Проведенная пресс-конференция направлена на максимальное освещение вопросов защиты прав потребителей финансовых услуг, повышение уровня правовой и финансовой грамотности потребителей.