«Ученье – свет, а неученье – тьма». Всем известно это изречение. Так и есть на самом деле: чем больше ты знаешь, тем более приспособлен к жизни. В наше время постигать азы наук приходится с самого раннего возраста.
Уже при поступлении в детский сад на малышей ложится огромная работа по усвоению знаний. Современные родители много требуют от своих детей, понимая, что им предстоит насыщенная и, порой, непредсказуемая жизнь. В школе потоки информации увеличиваются, и задача образования до этого периода – не заглушить, а, наоборот, развить и закрепить потребность в познании. Однако не все малыши посещают дошкольные учреждения, и если ваш кроха относится именно к этой категории, то нам хотелось бы дать вам несколько советов по тому, как правильно организовать развитие в домашних условиях.
Прежде всего, постарайтесь придерживаться определенного распорядка в проводимых занятиях. Составьте расписание, определите ему свое (желательно хорошо видное) место. Выберите основные направления, допустим: развитие речи, мышления, математика, рисование, аппликация, лепка, физическое воспитание, художественное чтение. Это приблизительный список, вы можете выбирать именно то, что считаете необходимым для своего крохи. Словом, устройте домашнюю школу для своего чада. Можете собрать несколько деток, например, родственников, знакомых – вместе грызть гранит науки всегда веселее! Заведите небольшой колокольчик, или включайте особую мелодию, означающую начало занятия, а также его окончание. Чтобы обучение было занятным, помните, что основной вид деятельности дошкольника – игра. Именно поэтому стоит выбирать игровые формы занятий. Ежедневно читайте стихотворения и прозу, доступные возрасту. Для развития памяти замечательный вариант – раскладывание пасьянса из карточек с изображением различных знакомых малышу героев мультиков, сказок, предметов и явлений окружающей среды. Совершенствуя внимание, предложите ребенку найти «спрятавшуюся» игрушку, определить, кто из них поменялся местами, что изменилось в окружении и т.д. Для логики подойдут всевозможные мозаики, пазлы, головоломки и прочее.
Учтите, что продолжительность занятия для дошкольника до 3 лет составляет 8 – 10 минут, до 4 – не более 15, на пятом году жизни вы можете заниматься около 20 минут, к шестому году – четверть часа, и в дошкольном возрасте (7 лет) – полчаса. Конечно, ограничения по длительности ваших дошкольных «уроков» носят рекомендательный характер, но все-таки стоит к ним прислушаться, чтобы избежать переутомления.
Чередуйте интеллектуальную деятельность, физическую активность, творчество, прослушивание сказок и стихов, чтобы поддерживать интерес к поступающей информации и не загубить детскую любознательность. Не забывайте хвалить вашего юного гения. Даже если не все получается – не беда, у вас впереди еще уйма времени! Мотивируйте, используйте различные приемы, поощрения, объясняйте, как это здорово быть грамотным и умным человеком! Воспитывайте с малых лет жажду знаний, и тогда на протяжении всей жизни ваш ребенок будет совершенствоваться и становиться все более успешным!
Алена Кочегарова, воспитатель ЧДС ЦРД «Мой Мир», ул. Широтная, 126, тел.: 642-686, 938-231, www.ds-moymir.ru