Дети бывают разные. Кто-то усидчив и спокоен, а кто-то на месте и минуты просидеть не может. Это зависит от темперамента и особенностей характера. Но иногда случается, что безобидная, казалось бы, активность начинает переходить все границы и становится проблемой не только для родителей, но и для самого малыша.
Наверняка, практически каждый из нас в своей жизни встречался с ребенком, который напоминает героя мультика «Чертенок с пушистым хвостом». Он всегда что-то придумывает, готов на различные шалости, зачинщик споров и драк, да мало ли какие еще мысли рождаются в голове этого неуемного шалуна?! Дома все стоит вверх дном, ваш отпрыск в бесконечных синяках и ссадинах, из садика или школы нескончаемой вереницей поступают жалобы и замечания по поводу прилежания (вернее его отсутствия), и обучения. Знакомая картина? Если так, то и фразу «гиперактивный ребенок» вы наверняка слышите не впервой. Давайте попробуем разобраться – что же это такое и так ли все страшно?
К сожалению, в последние десятилетия педагоги, врачи, психологи сталкиваются с детьми, которых можно описать как очень подвижных, активных, невнимательных. Чаще всего они характеризуются педагогами и родителями так: «непоседы», «реактивные», «нетерпеливые», «рассеянные», «невнимательные» (иначе можно сказать: гиперактивные, импульсивные, с нарушенным вниманием). В современной практике такое сочетание особенностей поведения стали выделять в особую группу – синдром дефицита внимания с гиперактивностью или сокращенно СДВГ.
Обычно синдром впервые проявляется в раннем возрасте (в первые 5 лет) и может сохраняться до подросткового возраста, а иногда определенные черты характера говорят и о его наличии в зрелом возрасте. В целом, это очень емкий комплекс особенностей личности, диагностика которого требует тщательного исследования. Однако, справедливости ради, следует уточнить, что в дошкольном возрасте гиперактивность очень сложно отличить от вариантов нормы. Поэтому критическим периодом проявления считается возраст 6-7 лет, то есть момент начала школьного обучения.
Встречаемость этого синдрома среди детского населения достаточно велика. Например, в России, по данным различных исследователей, – от 4% до 34%. Также высокие показатели (4-20%) в США. Хотелось бы отметить, что только компетентный специалист (невролог) может сделать заключение, поскольку признаки СДВГ бывают схожи с другими состояниями, за которыми кроется совсем иная причина. Именно поэтому к вопросу определения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью подходят очень аккуратно. Чаще всего используются специальные опросники, содержащие в себе блоки вопросов, касающихся поведения и привычек ребенка. Однако необходимо помнить, что ответы будут отличаться субъективностью и не в достаточной мере могут отражать истинную картину. Соответственно, желательно чтобы на них отвечали несколько специалистов, работающих с дошкольником или школьником. Также важно, что черты, свойственные ребенку
с СДВГ, должны проявляться не только в какой-то одной ситуации, а постоянно (дома, в детском саду, школе, больнице, гостях и т.д.), и иметь достаточно длительную продолжительность проявления – не менее
6 месяцев на момент постановки диагноза.
(Продолжение следует)
Марина Смирнова, руководитель, ЧДС ЦРД «Мой Мир», ул. Широтная, 126, тел.: 642-686, 938-231, www.ds-moymir.ru