Открывая медицинскую карту своего малыша или изучая бланк с врачебным заключением, вы вновь и вновь читаете: «Синдром дефицита внимания с гниперактивностью». Повторим в очередной раз: «Без паники».
Скорее всего, специалист, определивший подобный диагноз (невролог) уже дал некоторые рекомендации по поводу того, какие меры необходимо принять в сложившейся ситуации. Вам могли предложить курс лечения медикаментозными препаратами, уравновешивающими процессы нервной системы ребенка. Что именно подходит вам, решит врач по результатам обследования. Но, помимо использования различных лекарственных средств, необходимо обеспечить и психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период преодоления проблем с поведением. Исходя из информации, отраженной в литературе, посвященной проблеме коррекции СДВГ, хорошие результаты дают специальные психологические занятия для детей с подобным диагнозом. Вдаваться в структуру и подробности этого вида работы мы не будем, поскольку проводить ее стоит только грамотному специалисту. Также можно посещать различные занятия, которые способствуют выплеску лишней энергии (спортивные секции, катание на велосипеде, пешие прогулки и прочее, желательно исключить групповые занятия). Помимо этого, значимую роль играет отношение семьи к особенностям малыша, поскольку именно оно может поспособствовать в решении проблемы, или, наоборот, привести к усугублению ситуации.
Сложно говорить о наличии какой-либо панацеи, подходящей всем без исключения семьям. У разных родителей разные способы воспитания детей и общения с ними. Единственное, что можно сказать с уверенностью, что в воспитании гиперактивного ребенка абсолютно не применим авторитарный стиль взаимодействия (когда требования родителей обсуждению не подлежат и должны быть исполнены). Подобное поведение со стороны старших будет лишь все усложнять. Старайтесь строить свое общение ровно, без резких окриков и переходов от «кнута» к «прянику». Выработайте четкую и лаконичную систему запретов, в рамках которой будут действовать все члены семьи, не ограничивайте круг общения своего чада из-за страха или стыда за его поведение. Отсутствие контактов со сверстниками со временем приведет еще к большим проблемам, в виду недостатка опыта. Оптимальный вариант – организация четкого режима дня вашего «особого» человечка. Можно использовать картинки или фишки, обозначающие конкретные действия. Построение и неукоснительное соблюдение порядка дня избавит от множества проблем. Также этот прием позволит избегать (по мере возможности, конечно) неожиданных, волнующих ситуаций, способных привести в чрезмерное возбуждение. Во время совместной деятельности с малышом, например, чтения книги, выполнения домашнего задания, лучше сделать все максимально возможное для обеспечения условий, в которых просто не на что будет отвлекаться. Это позволит повысить степень усвоения материала. В случае возникновения критической ситуации (истерика, отказ подчиняться правилам и т.д.) постарайтесь спокойно и непринужденно переключить внимание ребенка, отвлечь его.
Словом, будьте доброжелательны и отзывчивы со своим малышом, воспринимая проявления СДВГ не как беду и болезнь, а как особенность.
Марина Смирнова, руководитель ЧДС ЦРД «Мой Мир»