В какой-то момент жизни, при вступлении в определенный возраст, ребенок переходит в стадию, на которой становится дома помощником: по уборке квартиры, приготовлению пищи и так далее. Но зачастую это весьма болезненно для обеих сторон. Почему? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно.
Вполне можно снизить риск проявления отказа от работы по дому и обслуживания себя у ребенка в возрасте среднего школьного звена, если прививать правильное к этому отношение с самого раннего детства. Когда ребенок еще совсем мал, родители, бабушки и дедушки, считают его не способным на выполнение каких-либо действий. Они все стремятся сделать за малыша, лишая его какой бы то ни было возможности проявить самостоятельность. Все это может привести к потере интереса к действиям своими силами. Даже если в течение первых трех – пяти лет жизни подобная схема родительского отношения имела место быть, сформировать иной стереотип поведения в подростковом возрасте будет крайне сложно. Школьник не пожелает сделать что-либо по дому не то что для других, но даже для себя. Поэтому при первых попытках совсем еще несмышленого малыша проявить самостоятельность поощряйте это стремление. Пусть он оденет все шиворот-навыворот и задом наперед, зато это своя собственная попытка, свое собственное действие. Правильно делать он еще научится. Порой, если не получается, или не особо хочется напрягаться, ваш отпрыск может предпринять попытку манипуляции при помощи слез. Будьте спокойны и уравновешены. Дайте возможность прореветься, и объясните, что слезы – не способ решения проблемы. Когда чадо стремится помочь вам в приборке или готовке, не останавливайте его с испуганными глазами и словами, что это очень опасно (может отложиться в подсознании как страх, а потом превратится в тотальную лень, которую невозможно преодолеть). Давайте ему те задания, с которыми он сможет справиться, исключая травмоопасные, бьющиеся, воспламеняющиеся и прочие несущие угрозы предметы, не акцентируя особо на этом внимание. Старайтесь в построении диалога избегать фраз типа «У тебя это не получится», «Ты это не умеешь», «Тебе нельзя это делать». Попробуйте сказать что-нибудь вроде «Давай сделаем это вместе», «Сейчас это сделает мама или папа, а через годик-два это будешь делать ты». Лучше, если в каждой фразе будет звучать стимул к росту, получению новых навыков, ожидание того будущего, в котором он сможет все сделать сам. Не стоит ругать ребенка, если вдруг при попытке помочь произошла неприятность и что-то разбилось, сломалось, порвалось… Это бывает, причем довольно часто и со взрослыми, которые прощая подобные вещи самим себе, детям подобных поблажек не допускают. Всяческая помощь со стороны младших членов семьи должна быть оценена и замечена, но главное чувствовать меру, чтобы не сформировать в малыше привычку «работать на похвалу». При малейшем подозрении на это, а также с целью профилактики, объясняйте, что смысл помощи совсем в другом.
Словом, прививайте любовь к работе с детства, и помните: «Тяжело в учении, легко в бою».
Марина Смирнова, руководитель ЧДС ЦРД «Мой Мир», ул. Широтная, 126, тел.: 642-686, 938-231, www.ds-moymir.ru