Медиакарта
23:42 | 4 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как изменится наше образование?

Как изменится наше образование?
17:56 | 06 октября 2011
Источник: Тюменский край

4 апреля 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании Правительства РФ предложил разработать двухлетнюю программу по развитию образования в регионах. О проекте по комплексной модернизации системы общего образования в Тюменской области в интервью депутата Тюменской областной Думы Андрея Артюхова.

– Андрей Викторович, почему было принято решение о модернизации образования, ведь и в предыдущие годы проводились мероприятия в рамках нацпроекта по улучшению образовательной системы?

– Без всяких сомнений усилия по решению задачи повышения качества общего образования в нашей стране предпринимались и ранее. И были небезуспешными. Согласно международным исследованиям, которые проводились в последние годы в РФ, в том числе и в Тюменской области, ученики начальных классов по грамотности чтения, счета и развитию других учебных навыков вошли в число лидеров среди всех мировых образовательных систем. Но уровень компетентностной готовности выпускников основной и средней школы в нашей стране не столь успешен. Об этом свидетельствуют показатели международного тес­тирования, согласно которому наши дети находятся примерно в третьей-четвертой десятке мирового рейтинга наряду с американцами, существенно уступая таким странам, как Южная Корея, Финляндия, Сингапур, Гонконг и ряд других стран. Поэтому нам еще есть, к чему стремиться.

По сути дела в рамках проекта будут решаться те же самые проблемы, которые стояли ранее, но уже с существенной финансовой подпиткой из федерального бюджета и использованием новых организационных технологий.

– Сколько на это отводится времени?

– Этот проект хронологически начался с первого сентября 2011 года и продлится до первого сентября 2013 года.

– Сколько на эти цели выделено средств?

– На модернизацию системы общего образования в России выделено 120 млрд рублей. Эти средства поделены на три календарных (два учебных) года (часть 2011 года, 2012 год и часть 2013 года). Сейчас определены суммы финансирования для каждого субъекта РФ на 2011 год (сентябрь-декабрь). Объем финансовых вливаний в 2012 или в 2013 году из федерального бюджета будет определяться в зависимости от степени эффективности использования средств 2011 года.

В Тюменской области финансирование комплекса мер по модернизации образования в 2011 году осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов, а также средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной для этих целей. Это более 386 млн руб­лей, причем из областного бюджета выделяется более 304 млн рублей.

– Какие задачи предстоит решить в рамках проекта?

– Перед нами стоит несколько задач. Это не только повышение заработной платы учителей, что на слуху у всех, но и, в первую очередь, создание современных условий образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на федеральные образовательные стандарты нового поколения. Эту задачу предполагается решать за счет проведения текущих ремонтов в школах, модернизации материально-технической базы (закуп необходимых технических средств обучения, наг­лядных пособий, учетной литературы, мебели), повышения квалификации педагогов, создания условий для дистанционного образования детей.

– Как изменится заработная плата работников образовательных учреждений в течение двух учебных лет?

– Заработная плата учителей общеобразовательных учреждений к окончанию реализации данного проекта должна ощутимо вырасти.

С первого июня 2011 года фонд оплаты труда (ФОТ) всех бюджетников уже повысился на 6,5% (это повышение, по сути, компенсировало инфляцию). Второе повышение зарплаты учителей с первого сентября 2011 года – с этого момента заработная плата работников бюджетной сфера, в том числе и учителей, возросла на 22%. Всего в Тюменской области проживают 85 тысяч бюджетников. Цена вопроса на три года составляет 11 млрд рублей. Изменения внесены только в бюджет этого года, но обязательства область берет на себя и на последующие три года. По факту мы уже не сможем отказаться от этих обязательств, принимая бюджеты на 2012-й, 2013-й и 2014-й годы.

– Вы участвовали в подготовке 12 федеральных законов, регулирующих систему образования. Расскажите, пожалуйста, о нескольких из них, достойных наибольшего внимания.

– Действительно, я представлял Тюменскую областную Думу в Совете Федерации РФ. Это был очень активный период законотворческой работы. Мною лично и в соавторстве написано 12 федеральных законов, все посвящены вопросам образования. Один из них о повышении надбавок за ученую степень кандидата и доктора наук для работающих в вузах и научных учреждениях. В июле 2005 года Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан подготовленный мною закон (92-ФЗ), нап­равленный на совершенствование системы профессионального образования.

– Сколько было потрачено за последние годы на поддержку образования, что сделано?

– Совершенствованию законодательной базы системы образования уделяю основную часть своей депутатской деятельности. Будучи депутатом областного парламента, средства депутатского фонда направляю на поддержку образования. А именно 72% средств направлены на ремонт и приобретение оборудования для школ и детских садов. Удалось помочь 35 детским садам и 23 школам по всей Тюменской области.

– Андрей Викторович, а в рамках модернизации образовательной системы планируется не только создать отвечающие всем современным требованиям условия для учебы, но и изменить форму обучения детей?

– Да. И это очень важная вещь. Сейчас во всем мире, в том числе и в нашей стране, пока еще доминирует классно-урочная форма обучения – когда дети одного возраста проходят обучение в одном помещении и от простого к сложному постигают некое содержание образования. Эта система действует уже полтысячи лет с момента ее изобретения чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Мы к этой форме обучения привыкли и считаем, что по-другому быть не может. Эта система была очень хороша, когда большинство стран мира ставило перед собой цель всеобщего начального и среднего образования. Классно-урочная система рассчитана на достаточно стабильный мир, на стабильные знания. Но сейчас мир поменялся, и к специалисту предъявляются порой очень высокие требования в самых разнообразных областях его деятельности. Поэтому в настоящее время стоит задача постепенного ухода от классно-урочной системы обучения и перехода на индивидуальные образовательные траектории развития человека.

– В этой связи нельзя забывать об обучении детей с ограниченным возможностями. Что делается в этом направлении?

– Широкий спектр образовательных услуг стал доступен и детям с ограниченными возможностями здоровья. Начиная с 2008 года, проводится работа по внедрению дистанционных форм обучения детей-инвалидов. В 2011-2012 учебном году дистанционными формами обучения будет охвачено 180 детей из 20 муниципальных образований области. Для детей с ограниченными возможностями здоровья создается безбарьерная образовательная среда, предусмат­ривающая не только оснащение школ специальным оборудованием и техническими средствами, но и создание комфортных психологических условий для развития особого ребенка в среде сверстников.

Анастасия Казанцева