Объективная оценка 2008 – 2011 годов для России однозначна – это успешное руководство успешного президента.
Четыре года Дмитрия Медведева на посту главы государства: чем они запомнятся в первую очередь?
Пятидневной войной и экономическим кризисом или получением права провести чемпионаты мира по футболу в 2018 году и по хоккею в 2016-м? Память избирательна и относительна, поэтому для кого-то самым важным событием этих лет станет появление на железных дорогах поездов «Сапсан», а для кого-то – прошлогодние летние пожары.
Однако почти достигнут максимальный уровень советского времени по продолжительности жизни. В 2009 году этот показатель составил 68,7 лет (в 1990 году – 69,2 года).
При том, что в даже относительно благополучном 2005 году эта цифра была ниже на три с лишним года (65,3).
Постоянно снижается смертность населения. По сравнению с 2007 годом в России в прошлом году умерло на 50 тыс. человек меньше. Растет рождаемость. Если в 2007 году родился 1 млн 610 тыс. человек, то в 2010 году – 1 млн 788 тыс. Стоит отметить, что немаловажную роль здесь сыграла программа непосредственного материального стимулирования рождаемости – материнский капитал, – принятая в рамках реализации приоритетного нацпроекта «Демография», куратором которого как раз и был Дмитрий Медведев. Крупные выплаты за рождение второго ребенка постоянно индексируются. В 2007 году они составляли 250 тыс. рублей, в текущем году – уже 365 тыс., а с 2014 года сумма возрастет до 420 тыс. рублей.
Благодаря всем этим мерам впервые с 1991 года в России в 2009 году был зафиксирован прирост населения (на 23 тыс. человек). По итогам переписи 2010 года численность населения России составляет 142,9 млн человек (в 2005 году – 143,4 млн человек). Пока рано говорить о том, что демографический крест больше не довлеет над Россией, но, несомненно, страна двигается в правильном направлении.
Жизнь в России становится более комфортной, растет достаток. Это мог почувствовать на себе практически каждый. Средняя зарплата при Медведеве увеличилась с 17,2 тыс. до 21,1 тыс. рублей. Если в 2005 году за чертой бедности жил каждый четвертый (25,2%), то сегодня число бедных в России снизилось до 18,1%. И это несмотря на кризис!
Экономический рост, получивший удар в 2009 году, последовательно продолжается при Медведеве. Хотя ВВП России уменьшился в том же 2009 году с 41,2 трлн рублей до 38,7 трлн рублей, все равно он был выше «тучного» 2007 года (33 трлн рублей). А в 2010 году ВВП России возрос до 45 трлн рублей. В текущем году, по прогнозам, ВВП страны увеличится еще на 4%, достигнув 50 трлн рублей.
В 2007 году Россия вошла в семерку крупнейших экономик мира, оставив позади Италию и Францию. В 2010 году мы поднялись на шестую позицию. Что же до уровня доходов на душу населения, то в кризисный, 2009 год мы догнали страны Прибалтики, а в ближайшее время – опередим их.
Все это время активно осуществлялись мероприятия по борьбе с безработицей. И если в США она до сих пор находится на уровне кризисного 2009 года (9,2% экономически активного населения), то в нашей стране она сегодня меньше, чем в предкризисный 2007 год (6,1%, или немногим более 4 млн человек). Неплохой результат, особенно на фоне Франции (9,7%), а также Великобритании и Италии (8%). Еще более жестко государство боролось с невыплатой зарплат. Если на конец 2004 года просроченная задолженность по зарплатам оценивалась в 14,3 млрд рублей, то в 2008-м она составляла всего 4,7 млрд. В кризисный 2009 год задолженность сократилась до 3,5 млрд рублей, а в 2010 году составила всего 2,4 млрд рублей.
Россия – стабильное государство. Стабильное не в смысле застоя, а в смысле спокойного и последовательного развития. То же самое можно сказать и о совершенствовании политической системы в стране. После сокращения числа партий (в начале 2000-х партий было несколько десятков, и представляли они скорее клубы по интересам и олигархические карманные структуры) был принят целый комплекс законов, направленных на усиление роли политических организаций в жизни страны. Партии получили гарантии равного освещения в государственных федеральных и региональных СМИ. Им предоставили право в случае победы на выборах предлагать свои кандидатуры для наделения полномочиями губернаторов. Представители исполнительной власти отчитываются перед парламентариями в Госдуме и в заксобраниях субъектов Федерации, а главы МСУ – перед муниципальными депутатами.
Для развития партийной системы последовательно снижаются барьеры, поставленные ранее в целях отсечения от политики недееспособных и карликовых структур. Партии, набравшие в декабре на выборах в Госдуму от 5 до 7%, смогут получить свои, хотя и маленькие, фракции в Госдуме. Следующий избирательный цикл пройдет уже при барьере в 5%. Снижено число членов, необходимых для регистрации партии, да и сама эта процедура в ближайшее время может упроститься. Принят комплекс законов, направленных на обеспечение честной конкуренции на выборах (практически отменено досрочное голосование, и жестко регламентировано волеизъявление вне избирательных участков). Этой же цели способствует и программа по оборудованию участков электронными кабинами для голосования. Усовершенствовано законодательство касательно общественных организаций, что привело к резкому росту активности третьего сектора, в особенности в сферах благотворительности и добровольчества.
Активность общественников также прямо влияет на политический процесс, чему способствует и широкое распространение информационных технологий. Многие представители гражданского общества завоевали авторитет в последние годы благодаря повышению доступности Интернета. Ежегодно аудитория Рунета увеличивается на 20%. В 2010 году она достигла 46,5 млн человек. Причем расширение числа пользователей идет за счет регионов, где в последнее время Интернет подешевел вдвое и даже втрое. Подавляющее большинство пользователей (84%) имеют возможность выходить в Сеть из дома. Растет аудитория блогов, социальных сетей и Твиттера (свою роль здесь играет и интерес, который проявляет к Сети Президент, имеющий свой видеоблог и Твиттер).
Общественная активность не осталась незамеченной. Во власти появляются новые лица. На государственном уровне реализуются системы отбора кадров – «президентская сотня» и «президентская тысяча». Люди, попавшие в кадровый резерв Президента, получают высокие назначения.
Модернизация российской экономики потребовала усиления внимания руководства к прорывным направлениям современных исследований. Наша страна входит в десятку мировых лидеров по финансированию НИОКР – в текущем году расходы по этому направлению составляют порядка 1% от ВВП (что, конечно же, еще недостаточно).
В то же время за последние годы Россия наращивала госрасходы на эти цели быстрее среднемировых темпов и вышла на восьмое место в мире по инвестициям в исследования и разработки, сравнявшись с Великобританией и Францией и опередив Канаду и Италию. По доле в бюджете расходы в науку выросли в полтора раза. В прошлом году было выделено 477 млрд рублей, в этом – 742 млрд рублей, из которых 312 млрд рублей – на целевые программы исключительно инновационной направленности.
Всего этого удалось добиться при эффективной командной работе Медведева с исполнительной властью во главе с премьером Путиным и с законодательной властью, где доминирует Партия «Единая Россия», чей список на выборах в Госдуму и возглавляет Дмитрий Медведев.
Павел Данилин