Медиакарта
3:54 | 3 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Долгий роман с музеем

19 мая в Тюмени состоится седьмая по счету ежегодная международная акция «Ночь музеев». Об особенностях профессии музейного работника с газетой «Тюменский край» побеседовала Оксана Юрьевна Костко, заведующая отделом классического искусства «Музейного комплекса им. И.Я. Словцова», искусствовед, член Союза художников России, доцент кафедры дизайна архитектурной среды ТюмГАСУ. – Скажите, пожалуйста, как давно Вы работаете в музее? – С 1984 года, я пришла сюда сразу же после окончания средней школы. До этого, начиная с девятого класса, водила летом экскурсии – ребятишек из пионерских лагерей – по музейным экспозициям. Началось все с того, что однажды мы с мамой пришли в музей на выставку, которую привезли из Эрмитажа: там были старинные костюмы, раритетные предметы, много позолоты, завитушек, кружева. В общем, все, что в представлении среднестатистического человека укладывается в понятие «красота». Мама тогда сказала: «Как здесь красиво, как, наверно, счастливы люди, которые тут работают». После этого и начался мой долгий роман с музеем. Сейчас в моем ведении находятся четыре разных коллекции: западноевропейская графика, русская и европейская скульптура, русская живопись и западноевропейский фонд. – Вы ведь прошли долгий путь, прежде чем стали заведующей отделом классического искусства? – Раньше работников музея подготавливали, как универсальных солдат. Был определенный порядок: сначала ты работаешь в отделе пропаганды, учишься водить экскурсии, общаться с посетителями, накапливаешь багаж знаний, и только потом, через некоторое время, тебе могут доверить ответственное хранение. Так же начинала и я, с русского искусства, писала дипломную работу в институте на эту тему. Затем на какое-то время уходила из музея, уходила и возвращалась, потому что все-таки это не работа, это – судьба. Какое-то время я мечтала стать врачом, пластическим хирургом: хотела возвращать людям, пережившим страшные события, их красоту. Всегда любила рисовать, создавая что-то своими руками, делать мир чуточку лучше и красивее. Кажется, это получается и сейчас, но по-иному. Главная задача музея – сохранить национальное достояние, но сотрудник-хранитель не только бережет ценности, он еще и ведет исследовательскую и атрибуционную работу. Ведь очень много безымянных предметов, которым мы стараемся вернуть имена – авторов или их собственные. Сейчас, благодаря интернету, делать это стало значительно легче, потому что можно обмениваться фотографиями, консультироваться. – Наверное, это прекрасное чувство, когда вы, проводя исследование, открываете что-то ранее неизвестное опредмете искусства? – Да, это так, и есть открытия, которыми я наиболее дорожу. К примеру, в нашем музее выставлена бронзовая скульптура, которая раньше именовалась «Римский воин». Но мне постоянно не давал покоя лев, изображенный на щите воина, он должен был что-то означать. И после консультаций с сотрудниками Эрмитажа мы пришли к выводу, что это воспроизведенный в скульптуре фрагмент картины французского художника Жака Луи Давида «Леонид при Фермопилах». – Что Вы особенно любите в своей работе, от чего получаете самое большое удовольствие? – Помню ни с чем несравнимое чувство, когда будучи студенткой, я проходила практику в Эрмитаже, и мне дали подержать в руках «Камею Гонзага».Это реликвия была подарена Наполеоном Александру Первому, а до этого она принадлежала наследникам Александра Македонского, прошла через множество известных владельцев, и вполне возможно, ее держал в руках сам Леонардо да Винчи. Это великое счастье – соприкасаться с великим, общаться каждый день с тем, что другие видят лишь через стекло, не переступая за ленты. Когда делаю обход музейной экспозиции, то всегда говорю экспонатам «здравствуйте» и «до свидания», ведь они стали мне родными. Все это я очень люблю в своей работе. Люблю коллег старой закалки, с которыми даже разговор за чашкой кофе превращается в интеллектуальную познавательную беседу. – Что бы Вы посоветовали тем, кто, прочитав эту статью, вспомнит, как давно они не были в музее? – Не нужно стремиться посмотреть все и сразу. Посещать музей нужно чаще, это должно стать доброй семейной традицией.

Автор: Ольга Русакович