Эрнест Хэмингуэй говорил про Париж, что это – «праздник, который всегда с тобой». Хоть классикам принято верить, но все-таки позволим себе не согласиться: определение «праздник, который всегда с тобой» намного больше подходит Мадриду.
Чтобы убедиться в этом, после прибытия отправляйтесь на Пласа-Майор, главную площадь города. Здесь ощущаешь себя, как горошина в салате – ярко, празднично, вкусно.
У Королевского дворца обычно людно и пахнет магнолиями. На каждом шагу уличные музыканты, скрашивающие ожидание желающих попасть в королевские покои. Такое ощущение, что ожидание тянется столь же долго, как строительство самого дворца, планы которого появились еще в XVI веке, а закончилась стройка в 1993 году. К сожалению, очереди тянутся и в стоящий недалеко музей Прадо.
Идея его создания принадлежит Фернандо VII и его супруге Марии Исабель де Браганса, которая к сожалению не дожила до открытия Королевского музея скульптуры и живописи (как первоначально назывался сегодняшний музей Прадо). Сам музей располагается в здании, построенном в XVIII веке архитектором Хуаном де Вильянуэва.
На сегодняшний день в музее собрана самая богатая в мире коллекция шедевров гениальных мастеров искусства таких, как Гойя, Веласкес, Эль Греко, Рибер, Зурбаран, Тициан, Рибальт, Боттичелли, Рафаэль, Фра Анжелико, Босха, Рубенс, Ван дер Вейден, Лорена, Пуссен, Рембрандт, Ватто, Дюрер и др. До недавнего времени из 8600 экспонатов, принадлежащих музею, была выставлена лишь их одна седьмая часть. Однако в 2006 году был реализован проект по его расширению, возглавляемый наваррским архитектором Рафаэлем Монео, который добавил музею 16500 кв. м. выставочных площадей, так что сегодня ценители искусства могут наслаждаться еще большим количеством выставленных в музее непревзойденных творений искусства.
Музей, который по мнению некоторых ценителей искусства, является дополнением известного Прадо, это не менее знаменитый музей Тиссен-Борнемисса. Здесь собрана уникальная коллекция произведений искусства современных направлений: от примитивизма до авангарда. Основанием для создания музея послужила частная коллекция, собранная любителем изящных искусств, бароном Генрихом Тиссен-Борнемисса. После его смерти коллекция перешла к его сыну, барону Гансу Генриху, который продолжил дело отца и расширил коллекцию. Сегодня в этом музее собрана одна из самых лучших коллекций живописи европейских мастеров XIII-XX веков. Здесь предоставлено более 1000 экспонатов, картин, скульптур, ковров, резных работ и т.д.
Не менее привлекателен для туристов и знаменитый Национальный музей – Центр искусств королевы Софии, в котором на сегодняшний день собрана уникальная коллекция современного испанского искусства. В музее выставлены самые разнообразные формы современного искусства. Это и живопись, и фотография, видео, кино, скульптура и т.д. Именно в этом музее можно увидеть известную «Гернику» Пабло Пикассо.
Кстати, город очень располагает не только к посещению музеев, но и к гастрономическим изыскам. Поджаренные кальмары, завернутые в батон, – главное лакомство на площади. Очередь за ними никак не меньше 15 человек. Если вы не любитель уличной еды – вам в местный бар, благо их полным полно. Испанцы не любят долго ходить, но и засиживаться в одном месте тоже. Обычно они заходят в бар, выпивают бокал, затем гуляют 15-20 минут и снова в другой бар. Не обращайте внимания на мусор на полу бара, – это обычное явление. Более того, хозяин заведения даже будет рад, если добавите в эту гору мусора салфетку. Логика до примитивности проста: много мусора – много посетителей, следовательно, заведение хорошее. Следуя этой логики, московское метро в час пик – лучшее место на Земле.
Обычно в меню указано две цены, одна из которых на 5-10 % ниже. Дело в том, что еда за стойкой стоит дешевле и если ты забежал перекусить – это отличный вариант. Большие чаевые в 10% совсем не принято оставлять, испанцы за солидный ужин для семьи оставят максим пару евро, не потому что скупые – просто так не принято.