Начало учебного года – новый этап не только для школьников и студентов, но и их преподавателей. Новые студенты, изменения в системе высшего и среднего образования – все меняется. А меняются ли студенты, их отношение к учебе? И какова судьба выпускника факультета иностранных языков? Об этом мы поговорили с преподавателем английского языка Тюменского архитектурно-строительного университета Евгение Бауэр.
– Евгения, откуда Вы родом? Коренная тюменка или пришлось в свое время покорять областную столицу?
– Родилась я в маленьком северном городке Нижневартовске. А в Тюмень приехала уже будучи студенткой Тюменского государственного университета факультета романо-германской филологии.
– Почему Вы решили связать свою жизнь с изучением иностранного языка? Детская мечта или рациональный подход к своему будущему?
– Уже в школе английский язык мне давался довольно легко. Постоянные языковые конкурсы, олимпиады – учительница возлагала на меня большие надежды. Поэтому после окончания школы, девяти классов, особого выбора у меня не стояло, куда пойти учиться. Так я стала студенткой местного колледжа. Почему именно учителем? Все дело в том, что в Нижневартовске, кроме как быть учителем иностранного языка, других специальностей с изучением языка не было. Вот я и решила, что главное выучить язык, а потом уж найду работу в хорошей компании переводчика. Но вышло все иначе (смеется). После окончания колледжа вместе с одногруппницей втайне от родителей поступила в Тюменский госуниверситет, чтобы продолжить свое образование.
– Тяжело было в учении?
– Да. Помимо того, что была очень насыщенная программа в университете, были трудности и в привыкании к Тюмени. Когда только приехала, мне областная столица показалась огромным городом, в котором я поначалу терялась. Поэтому пришлось привыкать и к городу, и к интенсивным занятиям.
– Ваш первый опыт преподавания? Воспоминания?
– Это было самое ужасное время в моей жизни! По рекомендации преподавателя на 5 курсе я пошла работать в школу. Я ожидала совсем другого. Реальность меня очень напугала. Конечно, тяжело учиться на РГФ и одновременно работать учительницей, но и дети попались весьма трудные. Тогда я поняла, что не хочу работать со школьниками. Мне нравится, когда ученик понимает, зачем он учит иностранный язык, а не просто ради «надо».
– И где тогда Вы нашли работу, если не в школе, после окончания университета?
– В лингвистическом центре. Это было хорошее время: прекрасный, дружный коллектив, осознанный подход учеников к изучению английского языка, ответственность при подготовке к занятиям – мне все очень нравилось. Но было «но» – отсутствие стабильности. Лингвоцентр живет сезонами, зависит от наплыва учеников, а это, разумеется, сказывается на заработной плате. Поэтому я решила найти другую работу, и как раз в это время мне предложили подработать, на 0,75 ставки в строительном университете.
– И так Вы стали преподавателем вуза…
– Да. Через некоторое время встал вопрос, где все-таки работать все свое время, и я выбрала университет. Прошло уже три года с того момента, я ни разу не пожалела.
– Какой курс Вы учите?
– Первый и второй.
– Между ними большая разница: уровень подготовки, отношение к учебе? С кем легче работать?
– Конечно, со второкурсниками. Мы с ними уже знаем друг друга, они знают мои требования, знают систему работы. С ними я отдыхаю. А вот первокурсники как птенцы – потерянные, испуганные и абсолютно не понимающие, что здесь и как устроено, зачем они здесь. Хотя есть у всех студентов одно общее качество – безответственность. Они не понимают, зачем им иностранный язык, они ведь поступили в вуз технической направленности и готовились учить технические предметы, а не английский язык. И это для меня странно: известно уже давно, что без знания языка очень сложно построить карьеру и найти хорошую работу.
– Чтобы Вы пожелали своим студентам?
– Не терять время! Сейчас для вас открыты все дороги, столько возможностей для образования. Цените то, что дают вам ваши преподаватели, поверьте, в жизни эти знания вам пригодятся.